W-650-8
Температурное кольцо.
Жидкостное охлаждение для умеренно термонапряженного двигателя может
носить локальный характер. Оправдываю я это тем , что на некоторых
транспортных средствах встречного потока воздуха недостаточно для
поддержания рабочего температурного режима, но и резких скачков
температурного режима не происходит по условиям эксплуатации.
Традиционно применяют дополнительный воздушный обдув, но
капотирование двигателя не всегда удобно или невозможно вовсе. В
таком случае вполне достаточно введение "температурного кольца".
Температурное кольцо вводится по самому проблемному температурному
конструкторскому элементу :- верхняя часть цилиндра - нижняя часть
головки цилиндра. Объясняю я это тем, что от самой горячей детали,
головки цилиндра, температура передается цилиндру очень
неравномерно. Этот перекос передачи тепла, меняет геометрию цилиндра
в "нехорошую форму". При введении водяного охлаждения по узкому
кольцу по верху цилиндра с рабочей температурой воды 80-95 градусов
решает эту проблему
По сути дела предлагается жидкостное охлаждение в помощь воздушному.
Воздушное остается основным параметром определяющим температурный
режим основной рабочей пары поршень - цилиндр и в целом всего
двигателя. Температурное кольцо снимает термонапряженный избыток или
перекос в верхней части цилиндра.
Устройство системы.
СиЖО выполнена в
виде двух параллельных контуров, начинающихся с насоса 1 (См.
рис.1). Жидкость нагнетается лопастями насоса в отдельную для
каждого контура температурного кольца и через штуцера 2 и 3, через
рукава 4 и 5 подается на поверхности правого и левого цилиндров 6 и
7 через штуцера 8 и 9. В температурных кольцах 10 и 11 жидкость
получает прирост температуры и через штуцера 12 и 13 в верхней части
головки цилиндра выходит по рукавам 14 и 15 на радиатор 16. Здесь
контура соединяются и далее через рукав 17 жидкость через штуцер 18
поступает на тройник 19 . Радиатор имеет соединение с верхним бачком
20, располагающегося выше радиатора. Из верхнего бачка жидкость
самотеком спускается в рукав 21 и поступает в насос 1 через штуцер
25. Насос 1 установлен на передней крышке двигателя 26 и имеет
привод от коленчатого вала.
В комплект СиЖО
входит передняя крышка 26 в сборе с насосом 1 и рукавами 4,5 и 21;
правый и левый цилиндры в сборе 6,7, комплект прокладок цилиндра;
температурные кольца 10 и 11; правая и левая головки цилиндров в
сборе; комплект асбостальных прокладок головок; радиатор и
расширительный бачек; тройник 19 с рукавами 14, 15 и 17.
Перечисленные узлы и сборки описаны более подробно ниже.
Кострукция
температурного кольца.
Температурное кольцо выполнено в виде хомута из нержавеющей
стали в поперечнике выпуклого сечения и жесткого
допуска по ширине кольца.
Температурное кольцо имеет нижний штуцер и верхний штуцер, который и
замыкает кольцо. Штуцера загерметизированы.
На цилиндре стачивается первое ребро, а на втором выполняется
полочка для опоры кольца.
На нижней плоскости головки (первое ребро) выполняется канавка в
размер температурного кольца и глубиной 1,5 -3мм.
Установка кольца начинается с головки цилиндра, а затем установкой
головки с кольцом на цилиндр
Между
цилиндром и головкой устанавливается прокладка, выполненная из асбостального
листа.
Кольцо по стыкам
устанавливается с высокотемпературным герметиком.
Устройство
насоса.
Насос
СиЖО расположен в передней крышке двигателя 1 (См. рис. 2) и имеет
привод непосредственно от передней цапфы коленчатого вала 2 и
шестерни газораспределения 3 через основание муфты 4, закрепленной к
шестерне болтом 5. Далее привод осуществляется через муфту 6 на вал
насоса 7.
Вал
насоса установлен в двух подшипниках 8, разделенных втулкой 9. В
передней части крышки на валу установлен сальник водяного насоса 10,
исключающий проникновение охлаждающей жидкости в картер двигателя. В
задней части крышки на валу насоса установлен сальник 11, функции
которого сводятся к поддержанию величины разряжения картерных газов,
так как пространство подшипников вала насоса соединено с атмосферой
дренажными отверстиями на случай аварийного прорыва охлаждающей
жидкости из насоса. Непосредственно сам насос выполнен из корпуса
насоса 12, установленный на передней крышке в замок через прокладку
13 и крыльчатки 14, закрепленной на валу насоса болтом 15 и шайбой
16. От проворота крыльчатки на валу их соединение фиксируется
лысками. Крыльчатка имеет четыре лопасти и вращаясь с оборотами
коленчатого вала, создает большую производительность, а выполнение
всех сопряжений и зазоров с достаточной точностью обеспечивает
избыточный напор на случай локальных перегревов в цилиндрах или
головках. В нижней части цилиндра расположен масляный фильтр
17, закрытый пробкой 18 и уплотнением 19. Передняя крышка
устанавливается на картер двигателя 20 через про кладку
21.
Радиатор
предлагаем использовать медный от печки автомобиля ВАЗ 2106, у
которого в верхнем бачке, в наиболее верхней точке впаивается штуцер
для подачи воды на тройник.
1.
Система жидкостного охлаждения предполагает работу на воде в летний
период эксплуатации. Допускается эксплуатация с тосолом. Строго
запрещена работа двигателя без заправленных жидкостью системы.
2.
Установка радиатора предполагается выше температурных колец так, что
бы в рукавах, идущих к нему не возникали воздушные мешки (пробки).
Расширительный бачек располагается соответственно выше радиатора
таким образом, что бы в их соединяющих рукавах тоже не возникали
воздушные мешки.
3.
Если к ребрам охлаждения цилиндров и головок двигателя ограничено
поступление воздуха встречного потока, то его нужно создать
искусственно за счет электро вентиляторов . Поток воздуха должен
охватывать не только ребра охлаждения , но и выпускные трубы,
генератор, картер двигателя и картер КПП. Двигатель мотоцикла
изначально предназначен для эксплуатации на потоке встречного
воздуха и кроме температурного режима основной пары, необходимо
создать предполагаемый температурный режим всем остальным узлам и
деталям двигателя.
|