|
| | |
| Главная » 2011 » Апрель » 20 » История создания мотоцикла
11:52 История создания мотоцикла |
История создания первого самодвижущегося экипажа, прародителя современных автомобилей и мотоциклов, теряется в тумане веков.
Но доподлинно известно, что попытки построить такие средства
передвижения предпринимались изобретателями едва ли не во всех развитых
странах. Просто не всем изобретениям везло: лишь немногие из них
удостоились чести быть официально описанными, зарисованными или
зарегистрированными.
Так, первое упоминание о телеге, приводимой в движение от механизма,
относится к 1447 году А известные нам чертежи экипажа, в котором лакей
нажимал на педали вроде велосипедных, описаны в книге, датированной 1793
годом.
Что же касается конкретно мотоцикла, то ему повезло. Во всем мире
принято считать датой его рождения 29 августа 1885 года. Именно в этот
день немецкий изобретатель инженер Готлиб Даймлер выехал за ворота своей
мастерской на специально сконструированном двухколесном экипаже с
установленным на нем бензиновым двигателем.
Собственно, Даймлер тогда не помышлял о создании мотоцикла — он лишь
хотел испытать двигатель. Но так случилось, что использованная им
компоновочная схема оказалась очень удачной и дожила до наших дней почти
без изменений.
В нашем коротком историческом обзоре мы не сможем рассказать о том, как и
когда в разных странах появлялись мотоциклетные заводы и какие
мотоциклы там выпускались. Да это и не входит в наши планы.
Мотоциклостроение в России
Мы живем в России. И потому коротко проследим основные вехи зарождения и
становления отечественной мотоциклетной промышленности и лишь бегло
перечислим заводы и модели мотоциклов, сходившие с их конвейеров.
Надеемся, что даже такой краткий экскурс даст достаточно убедительные
свидетельства того, что наша страна на каких-то этапах своего развития
занимала ведушие позиции и в создании мотоциклов.
Все началось в 1913—1914 годах — тогда были предприняты попытки
организовать сборку легких мотоциклов из деталей швейцарского
производства на заводе «Дукс» в Москве. Но помешала Первая мировая
война.
В 1924 году группа московских инженеров под руководством П.Н. Львова
спроектировала первый русский мотоцикл «Союз». Он имел одноцилиндровый
четырехтактный двигатель рабочим объемом 500 см3 и оснащался пружинной
подвеской заднего колеса, что по тем временам было весьма прогрессивно.
Мотоцикл был построен в следуюшем году в единственном экземпляре и даже
участвовал в испытательных пробегах. Но дальше этого дело не пошло:
изменился профиль завода...
В 1928 году в Ижевске было создано конструкторское бюро по
мотоциклостроению, которое возглавил талантливый инженер Петр Можаров.
Под его руководством были спроектированы, изготовлены и испытаны пять
(!) моделей мотоциклов.
Модели ИЖ-1 и ИЖ-2 имели четырехтактный двухцилиндровый V-образный
двигатель рабочим объемом 1200 см3 и мошностью 24 л. с. и штампованную
раму, которая в задней части образовывала расширение, использовавшееся в
качестве глушителя (такое решение некоторые иностранные фирмы стали
применять только в наше время!). Привод на колесо осуществлялся
карданным валом. Огромные колеса размера 4—27" были взаимозаменяемыми —
большая редкость в тогдашней мотоциклетной практике. Мотоцикл ИЖ-2 имел
принудительное охлаждение.
Потом группа П.В. Можарова была переведена в Ленинфад. И здесь она
спроектировала новый мотоцикл с двухтактным двигателем объемом 300 см3.
25 таких мотоциклов было построено в 1930 году на заводе «Промет». Они
хорошо показали себя в испытательных пробегах. И после модернизации и
устранения мелких недоработок были переданы в серийное производство на
завод «Красный Октябрь». Именно эта модель под названием Л-300 стала
первой, открывшей эпоху российского мотоциклостроения.
В 1931 году Петр Владимирович Можаров переехал в Москву и возглавил
группу конструкторов в НАТИ (Научном Автотракторном Институте). Группа
должна была спроектировать мотоцикл для Красной Армии.
Базовая модель получила название НАТИ—750. А параллельно с ней был разработан еще целый ряд моделей самого разного назначения.
В 1932 году при Наркомате тяжелой промышленности создается специальная
комиссия по мотоциклостроению. По ее решению на базе опытных мастерских
Ижстальзавода, где были собраны первые ИЖ-1 и ИЖ-2, теперь организуется
Ижевский мотоциклетный завод. И уже в 1933 году здесь начинают выпускать
мотоцикл ИЖ-7, доработанный и улучшенный Можаровым вариант Л-300. Этот
мотоцикл оказался настолько удачным, что некоторые экземпляры дожили до
наших дней.
В эти же годы Етавмашпром решает перепрофилировать на производство
мотоциклов знаменитый Подольский механический завод, делавший швейные
машинки. Наладить этот процесс поручают все тому же Петру Владимировичу
Можарову Он создает документацию, и по ней в Ижевске в 1933 году строят
четыре мотоцикла НАТИ—А750, а с марта 1935 года эти мотоциклы под
индексом ПМЗ—А750 начинает выпускать Подольский завод.
В том же 1935 году вступил в строй мотоциклетный завод в Таганроге. Его
мотоциклы ТИЗ-АМ600 с трубчатой дуплексной рамой и четырехступенчатой
коробкой передач сразу же зарекомендовали себя как очень выносливые и
надежные.
В 1937 году в Ижевске проектируются мотоциклы ИЖ-8, ИЖ-9 и ИЖ-12. Первый
из них уже с января 1938 года выпускается серийно, второй встает на
конвейер годом позже. А непосредственно перед началом Великой
Отечественной войны в массовое производство поступил ИЖ-12 с
четырехтактным одноцилиндровым мотором объемом 348 см3 и мощностью 13,5
л. с.Чтобы удовлетворить потребности армии, сразу в нескольких городах:
Москве, Горьком, Ленинграде и Харькове — начали выпускать мотоциклы М-72
с оппозитным четырехтактным двигателем.
На этом и закончился предвоенный этап развития отечественного мотоциклостроения.
Война перетасовала не только людские судьбы, но и судьбы
заводов.Эвакуированное из Москвы в Ирбит производство тяжелых мотоциклов
так в Москву и не вернулось. Теперь Ирбитский мотоциклетный завод
известен далеко за пределами России. С его конвейера сошло более трех
миллионов мотоциютов «Урал». Сегодня наряду с традиционными мотоциклами с
коляской (ИМЗ-8.103-10, ИМЗ-8.103-40, ИМЗ-8.107) завод выпускает и
мотоциклы-одиночки ИМЗ-8.123 «Классик», 36 л. с; ИМЗ-8.1237 «Волк», 40
л. с; ИМЗ-8.1243 «Вояж», 40 л. с. А также другие модели, в том числе,
естественно, армейский вариант ИМЗ-8107 «Gear-UP», 32 л. с.
Производство мотоциклов в Таганроге больше не возрождалось. Как не имело
оно продолжения в Тюмени и Горьком, где в годы войны выпускались М-72.
Но сразу же после войны, буквально в том же 1945 году, в Ижевске была
вновь организована конструкторская фуппа по мотоциклостроению. Вскоре
сюда перевезли из Германии чертежи и техническую документацию мотоцикла
ДКВ «НЦ-350» и почти ничего не меняя, приступили к выпуску копии под
названием ИЖ-350.
После серьезной модернизации этот мотоцикл стал называться ИЖ-49. А
потом... А потом Ижевск стал главным мотоциклетным городом страны. К
концу 70-х годов его конвейеры могли выдавать до 350 000 мотоциклов в
год. Модели ИЖ-56, ИЖ-«Планета», ИЖ-«Юпитер», ИЖ-«Планета-Спорт» хорошо
известны и любимы в народе.
Сегодня, после перестроечной разрухи, завод вновь медленно встает с
колен. Базовой моделью остается ИЖ-7 «Планета 5» — имеется несколько его
вариантов, различающихся комплектацией. В ответ на требования
молодежного рынка создана модель ИЖ-6 «Юнкер» — мотоцикл нового для нас
типа «чоппер». В КБ завода имеются интересные разработки легких
50-кубовых мотоциклов.
Одно из старейших предприятий отечественного Мотопрома — Ковровский
завод им. В.А. Дегтярева (Владимирская обл.). Этому оружейному
предприятию после окончания войны было предписано освоить выпуск
мотоциклов. За прототип избрали мотоцикл ДКВ РТ-125 — очень
прогрессивную по тем временам модель. Уже в 1946 году на вывезенном из
Германии оборудовании начался серийный выпуск мотоциклов, получивших
обозначение К-125. Позже, в 1957 году, объем двигателя был увеличен до
175 см3. Одновременно и на Московском мотоциклетном заводе было
организовано производство модели Ml А «Москва». Внешне московская и
ковровская машины отличались разве что эмблемами на бензобаках. На самом
же деле у них было разное электрооборудование. В народе М1А сразу же
любовно окрестили «макакой». Это прозвише потом распространили на все
мотоциклы с двигателями 125 см3. Беда советской мотоциклетной
промышленности состояла в том, что все заводы были нацелены на выпуск
мотоциклов строго определенной кубатуры, но огромными партиями. В
результате конструкторская мысль была скована, технологии оставалась
неизменными на протяжении десятилетий и тормозили развитие. Продвижение
новых моделей требовало неимоверных усилий. Ни о какой конкуренции между
заводами не могло быть и речи.
В результате наша мотоциклетная промышленность, получившая в
послевоенные годы мощный толчок к развитию и к 1960—1965 годам
поднявшаяся до очень приличного международного уровня, исчерпала себя.
Начался период застоя и все большего отставания. А годы перестройки
сделали это отставание почти необратимым.
По мере оздоровления рынка стали, конечно, оживать и мотозаводы. На том
же Ковровском заводе в 1995 году был создан легкий мотоцикл в стиле
«эндуро» — «Пилот». Двумя годами раньше базовая модель "Восход—ЗМ" была
заменена мотоциклом «Сова» с двигателем двух размерностей: 175 и 200
см3.
О мотороллерах в России
Первым в России ЗИД начал выпускать четырехколесные мотовездеходы (по
международной классификации — ATV, от английского All Terrain Vehicle) и
трехколесные «грузовички» с отцепляемым модулем.
Тульский машиностроительный завод, предприятие сугубо оружейное,
включился в конверсионные программы гораздо позже ковровского. Его
первый мотороллер Т—200 «Тула» появился в 1957 году и имел совершенно
неоспоримое родство с немецким «Гогго» («Goggo») ТА 200. На базе Т-200
вскоре был создан грузовой вариант, ставший на многие годы основной
продукцией завода. Он прекрасно себя зарекомендовал, и многие машины той
поры работают и сегодня. К началу 90-х годов завод освоил выпуск
мотоцикла на широкопрофильных шинах, своеобразного двухколесного
вездехода, какого еще не было в России.
Сегодня в программе ТМЗ, труднее других пережившего перестройку,
грузовой мотороллер ТМЗ—5403—03К «Муравей» с кузовами различных
модификаций, трехколесный мотоцикл Тула— 5971 и двухколесный
мотовездеход Тула—5952. Есть у завода и новые интересные разработки, в
том числе сделанные совместно с итальянскими партнерами.
Вятско-Полянский машиностроительный завод (г Вятские Поляны, Кировская
обл.) был в то же время, что и Тульский, нацелен на выпуск такой же
продукции — мотороллеров. Прообразом была избрана итальянская «Весна»
(«Vespa»), а в российском варианте мотороллер получил название «Вятка».
Одно время это маленькое пузатенькое транспортное средство было у нас
весьма популярно. Особенно хорошо было на нем сдавать экзамены в ГАИ:
мотороллер на крошечных колесах с необыкновенной легкостью вписывался в
любые «восьмерки» и «змейки». Но затем спрос на эти машинки стал падать.
И, хотя завод провел серьезную модернизацию, в результате которой была
создана новая модель, в 1979 году выпуск мотороллеров прекратили.
О мотоциклах в наше время.
Такова в общих чертах недолгая история российского мотоцик-лостроения.
Впрочем — история неоконченная, она продолжается и в наши дни.
Сегодня на улицах наших городов все чаще можно увидеть мотоциклы
импортного производства. Да, они поражают воображение своим внешним
видом и техническими характеристиками. Как правило они имеют сверхмощные
двигатели и прекрасную динамику. Разумеется, что такие высокие
характеристики должны обеспечиваться и высокой безопасностью. Поэтому на
них обычным явлением стали специальные противоклевковые передние вилки и
дисковые тормоза, все чаше они оснащаются системой АБС (ABS).
|
Просмотров: 1778 |
Добавил: Kosoy
| Рейтинг: 2.8/4 |
| |
| | |
|
|