ИЖ Планета-ПП (полный привод, т.е. 2х2) ТТХ: Сделан на базе мотоцикла ИЖ Планета 5 - двигатель, рама, заднее колесо, сиденье, бак. Задний маятник от модели ИЖ Юнкер (крепче и шире "родного") Передняя рычажная вилка самодельная консольного типа. Привод на переднее и заднее колесо - цепь стандартная ижевская. Клиренс (до рамы) 200 мм. Колёса - кроссовые покрышки Петрошина 3,75х18". База 1650 мм. Вес - (тяжелее стандартной Планеты на 15-20 кг) Ход подвесок - задняя 100-110 мм, передняя 120-150 (примерно) Идея привода и полезные советы от Алексея Гарагашьяна. Как появилась эта идея?
В тяжёлом офферном походе весной 2009 года, в одном из мотоциклов стал
умирать двигатель. Слава богу, дотянули до цивилизации. Но вопрос
остался открытым - как в таком случае (тьфу три раза) эвакуировать
мотоцикл, если ни один подготовленный автомобиль не в состоянии доехать
до него? Из транспортных средств, способных добраться до него, это ГТС,
вертолет, вездеход на колесах низкого давления, и, может быть,
квадроцикл. В наличии ничего такого нет. Поэтому вывод напрашивается сам
- выручать подобное подобным. Появилась идея сделать экспедиционный мотоцикл с колёсной формулой 2х2, то есть "полный п…", извините "полный привод".
Подходящий донор, Иж Планета 5 стоял в гараже, скучая. Иногда на нём я
совершал бездорожные выезды, которые подтверждали, что Планета способна
ездить вполне приемлемо, хотя за более продвинутыми эндурками
угнаться, естественно, не в состоянии. Большой вес, база и ширина
говорят о том, что Планета рождена ползать. Осталось только довести это
свойство до совершенства. Вот этим я и занялся. Вот примерный перечень того, что предстояло сделать: -
Изготовить переднюю вилку консольного типа. Изготовить переднее колесо
на основе ступицы ВАЗ2108. Цель - обеспечить возможность подключения
привода через ШРУСы и установки на обод широкой кроссовой резины. -
Заменить задний маятник на юнкеровский для обеспечения возможности
применить увеличенные грязевые звезды и широкую кроссовую резину. -
Изготовить привод на переднее колесо используя доработанные серийные
узлы привода ВАЗ2108, Изготовить храповой механизм для компенсации
разницы в скорости вращения колес и приоритетной загрузки заднего колеса
на дорогах с хорошим покрытием. - Заменить генератор на
восходовский или минский, для упрощения электрической схемы и уменьшения
высоты правой крышки двигателя. (крышку резать, укорачивать и
герметизировать) - Перенести механизм выключения сцепления на левую сторону мотора, поскольку справа будет установлен привод переднего колеса.
- Перенести глушитель на левую сторону и поднять наверх, т.к. справа
для него не будет места. И в колее чтобы не цеплялся тоже. -
Переделать электропроводку, упростить буквально до "одного провода".
Избавиться от приборки, предусмотреть место для установки навигатора и
легенды. - Выполнить всякие мелочи тип усиления рамы (дополнительные
распорки и косынки), установить более широкий руль кроссового типа,
перенести подножки, рычаги и т.д. По завершении этой работы
должен получиться мотоцикл, способный передвигаться своим ходом по
любому покрытию, по мягким и слабым грунтам, по болотистой местности, по
колеистым лесовозным дорогам, а также при отсутствии дорог. Мотоцикл
должен уметь преодолевать подъемы и спуски, водные преграды глубиной по
сиденье (предусмотрен шноркель). Планируемая минимальная скорость
движения 1,5-5 км/ч при рабочих тяговых оборотах двигателя. И еще
одна цель - получение удовольствия от езды по бездорожью без борьбы с
этим самым бездорожьем - едем, слушаем птичек, лузгаем семечки. А также
приобретение бесценного опыта для постройки нового, более продвинутого
вездехода. Что получилось: На данный момент времени выполнены работы согласно предыдущего перечня. Мотоцикл поехал. Недоработки: Передний амортизатор временный, из двух стандартных Ижевских. Нужно подобрать подходящий одиночный. Глушитель временный, изготовлен из трубы диаметром 50 мм с флейтой и направленным выхлопом вниз. Что требуется доработать: Внедрить в электросхему малогабаритный аккумулятор от бесперебойника со схемой подзарядки, для обеспечения работы навигатора Укоротить в разумных пределах валы переднего привода, для получения минимальных габаритов по ширине. Укоротить и приподнять штангу переднего привода, с целью коррекции взаимного положения ШРУСов. Рассчитать и изготовить резонатор и глушащую насадку. В перспективе - изготовление более прочного заднего колеса с дисковым тормозом. Заменить покрышки на кроссовую Петрошину "пятёру" 5,00х18". Разварить (расширить) бензобак (имеется в запасе стандартный от пятой модели). PS.
Сегодня прокатился по ближним к гаражу полям. Сначала не впечатлило,
по грунтовке, полевой дороге с лужами, по высокой траве и мелкому
кустарнику Планета идет также как стандартный эндуро-мотоцикл. Но затем
полевая дорога привела к пашне. Для начала проехал небольшой кусочек на
первой передаче, метров пятьдесять... что то не так... Потом повторил
на второй, и только по мотору чувствовалось, что нагрузка на него
возросла. Тут я догадался, что включился полный привод и уже оба колеса
везут меня по вязкой, мокрой земле, оставляя неглубокую колею. Обычный
эндуро здесь упирается передним колесом, прорезая колею, заднее колесо
намыливает грунт, пробуксовывает и кидает комья грязи... Я же просто
ехал, как по обычной проселочной дороге, просто выбирая направление. И
только равномерное "тах-тах-тах" выхлопа сопровождало движение. Фоткать в тот момент было некому, поэтому просто иллюстрация сделанного:
|