|
| | |
|
Чопперостроителям о трайле.
По непонятной мне причине, большинство вопросов о чопперостроении
приходится на осень. И многие начинающие чопперостроители спрашивая о
широком колесе и рогатом руле, совершенно упускают из вида основную
часть геометрии мотоцикла - переднюю вилку. В самом деле, ведь если от
ширины заднего колеса зависит только крутизна внешнего вида, то от
геометрии передней вилки - управляемость и устойчивость всего мотоцикла,
что много важнее. А в геометрии передней вилки самое главное - трайл.
Для начала публично покаюсь. Во-первых, я был не прав, отсылая всех
вопрошающих о трайле в поиск. Яндекс ("найдется все") по словам "трайл",
"вылет вилки" и т.п. выдавал ссылки на все, что угодно, кроме того, что
нужно. Во-вторых, сразу же признаюсь, что чопперов я никогда не строил и
пока что не собираюсь. Хотя и собирался в прошлом году, но передумал.
Впрочем, об этом позже. Но измерение этого самого пресловутого трайла
производил неоднократно. Как ради любопытства, так и при проектировании
нового мотоцикла. К тому же собрал некоторое количество теоретического
материала. Вот с теории и начну.
Трайл (не знаю, как пишется по-английски) позволяет узнать, насколько
мотоцикл будет легко управляем и устойчив на дороге. Это расстояние
между пересечением горизонтали, на которой стоит мотоцикл, линии,
являющейся продолжением оси рулевой колонки, и радиуса переднего колеса,
перпендикулярного этой горизонтали. Непонятно? Тогда смотрите рисунки
(я их взял с http://www.kennedyschopper.com)! Сразу оговорюсь, что ось
рулевой колонки и оси перьев амортизаторов передней вилки совсем не
всегда параллельны. Говорю "не всегда" потому, что ни разу не видел их
параллельными, но вдруг... Посмотрите на своем мотоцикле, и вы
убедитесь, то рулевая колонка более вертикальна, чем перья вилки. Что из
этого следует - легко догадаться из школьных курсов геометрии и физики.
Не буду на этом останавливаться, а скажу о том, что ждет мотоцикл при
определенных значениях трайла.
1. При слишком маленьком трайле - менее 5 сантиметров - мотоцикл будет
очень хорошо управляться на малых скоростях, но на больших - очень
неустойчив. То же самое касается и отрицательного трайла, что имхо
является грубейшей ошибкой. Я сам ездил (если можно так сказать) на
самодельном чоппере из "Юпитера" с таким трайлом. Как ни разу не упал -
сам удивляюсь! Мотоцикл начинает трясти, и удержать руль просто
невозможно. Я грешил сначала на подшипники рулевой колонки, люфты, а
зря! Именно трайл! Малейшая кочка, и мотоцикл пошел гулять сам по себе.
Бойтесь этого!
2. Умеренный трайл. Он составляет от 5 до 10 (по другим источникам - до
12,5 см). Точнее - 2-4 или 2-5 дюймов. Но с сантиметрами как-то
роднее... При этом мотоцикл будет хорошо управляться, довольно устойчив
на любых скоростях. Чем трайл больше, тем он будет спокойнее, но при
этом будет не столь маневренным. В общем, я бы нацеливался сантиметров
на 8, а там еще и скажутся погрешности в расчетах, изготовлении и
измерении.
3. Слишком большой трайл - выше 12,5 см - приведет к отличной
устойчивости на дороге. Я пробовал прокатиться на подобном мотоцикле -
красота! Но вот при попытке развернуться на не слишком узкой дороге
вылетел на обочину... А на стандартных мотоциклах этой ширины хватило бы
за глаза! Не знаю, каково на таком мотоцикле ездить по городу, но
маневрировать в аварийной ситуации почти невозможно. Я бы не
рекомендовал менять маневренность на такую устойчивость! Впрочем, как
говорят, именно большой трайл нужен для широкого заднего колеса,
особенно с "прямоугольной" автомобильной покрышкой. Но это - с чужих
слов, сам по этому поводу ничего сказать не могу.
Теперь немного о длинной вилке и чопперной посадке. Лично я не любитель
и того, и другого. Это хорошо для Калифорнии, с ее ровными дорогами и
Лас-Вегаса с его упорядоченным городским движением. Иное дело российские
"магистрали" и невообразимое нечто на улицах в час пик! Здесь
оптимальнее все-таки классические дорожные мотоциклы. Для межгорода
пойдут круизеры и чопперы, для города лучше спортбайки, стритфайтеры и
мотарды, а для бездорожья - эндуро. А ругаемые всеми "совкоциклы" (при
должной доработке) - пойдут и там, и там, и там. Что касается меня, то
свой М67-36 я готовил именно в качестве сырья для чоппера. Однако
оказалось достаточным лишь изменить посадку (высокий руль и сдвинутое
взад и вниз сиденье), как он начал меня вполне устраивать.
Дополнительными передними подножками я не пользовался почти никогда, а
потому их ничтоже сумняшеся снял. Результат - прямая спина (что
необходимо для дальнобоя), высокая маневренность и удобство при езде,
как по асфальту, так и по самому дремучему бездорожью. Впрочем, каждому -
свое! Но прежде, чем пускаться в переделки, померьте реальный трайл
вашего мотоцикла.
Как измерить трайл. Не так-то это и просто, как кажется! Для начала
надо поставить мотоцикл на ровную поверхность, желательно
горизонтальную. Для справки: асфальт возле гаража - отнюдь не ровная
поверхность. Бетонная аэродромная плита, широкая двутавровая балка или
любимая мною плаха-пятидесятка - это другое дело. Мотоцикл ставим
вертикально, по отвесу или уровню (имхо уровень предпочтительнее).
Подножка в этом случае не подойдет - лучше подпереть его с обоих сторон
палками, досками и т.п. Если амортизаторы довольно мягкие, а мотоцикл не
тяжелый, его желательно нагрузить - положить на сиденье мешок с песком
или просто землей. Это сымитирует ваш вес. Ложить надо поперек сиденья -
он провиснет и будет лежать, не мешая. Подготовка закончена, приступаем
собственно к измерениям.
Первым делом рисуем на полу (или что у нас там) продольную ось
мотоцикла. Затем отвесом или уровнем находим и отмечаем центр оси
переднего колеса. Если поверхность не горизонтальная, придется
воспользоваться не уровнем, а угольником, что имхо сложнее. Отчеркиваем
перпендикулярную продольной оси мотоцикла прямую. Это самое простое.
Теперь надо найти точку пересечения оси рулевой колонки и горизонтали.
Первый раз я изрядно помаялся с реечками-палочками. Потом придумал метод
попроще. Берем обычную деревянную школьную линейку. С одного конца к
ней перпендикулярно приматываем виниловой изолентой (удобнее всего)
лазерную указку. Затем изолентой же приматываем другой коней линейки к
рулевой колонке так, чтобы указка светила вниз продолжением центра
колонки. Отойдя на пару метров, на глаз выравниваем эти оси по
возможности точно. Отмечаем место пересечения с горизонталью и чертим
еще один перпендикуляр продольной оси. Теперь меряем расстояние между
этими перпендикулярами. Это и есть трайл.
Померили, да? Тут же, не отходя от кассы, несколько приподнимаем
переднее колесо, имитируя удлинение вилки без изменения траверс и угла
наклона рулевой колонки. Дабы точно определиться с удлинением вилки, к
одному из стаканов передних амортизаторов привязываем проволокой рейку
(например, оконный штапик) так, чтобы она была параллельна амортизатору и
одним концом упиралась в пол. Поднимаем колесо (подкладывая под него
что-либо, тянуть его не стОит), просовывая в проволочном креплении
рейку, чтобы она всегда касалась земли. Как только рейка выдвинется на
нужное расстояние, повторяем замер трайла.
Логика подсказывает, что для полноты эксперимента его надо повторить -
т.е. по новой установить мотоцикл и проч. Лично мне всегда это делать
просто лень - особенность моего характера. Если не уверены, что все
сделали правильно - лучше все-таки перемерять. Угол наклона я никогда не
измеряю - его довольно просто высчитать согласно имеющихся данных и
высоты мотоцикла. Да и кому он нужен, этот угол - важен трайл. Если уж
так припрет, его можно измерить уровнем и самым банальным транспортиром!
Безусловно, подобные полевые измерения - вещь нужная. Но есл
и вы все-таки собрались строить чоппер "по-настоящему", то вначале все
равно настоятельно рекомендую все начертить на бумаге, дабы не стать
заложником возможной ошибки при измерениях. Вот когда совпадут
предполагаемые и полученные результаты, тогда можно быть в уверенности
правильного расчета геометрии мотоцикла. Недаром ведь говорят - семь раз
отмерь, один раз отрежь. А ведь речь идет не о каких-то штанах-трусах, а
о том, от чего может зависеть ваша жизнь или целостность - штука
довольно ценная. Так что, творите, выдумывайте, пробуйте! Удачи!
|
Категория: Ходовая | Добавил: Kosoy (12.05.2011)
|
Просмотров: 1049
| Рейтинг: 0.0/0 |
| |
| | |
|
|