Тюнинг советских мотоциклов
Категории раздела
Инфа , помощь ,ремонт и тюнинг [52]
Меню сайта
Наш опрос
Какай мотоцикл вы предпочитаете
Всего ответов: 2209
Статистика
Форма входа
Поделимся ссылками
Главная » Статьи » Мотоциклы Урал and Днепр » Инфа , помощь ,ремонт и тюнинг

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ МОТОЦИКЛОВ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ МОТОЦИКЛОВ


Глава седьмая

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЯЖЕЛЫХ МОТОЦИКЛОВ


Надежность и долговечность мотоцикла во многом зависят от условий его эксплуатации. Только при хорошем знании устройства мотоцикла, надлежащем уходе и своевременном обслуживании можно рассчитывать на надежную и безотказную работу машины.

Не следует без особой необходимости разбирать мотоцикл или отдельные узлы и агрегаты. Лишняя и ненужная разборка может привести к нарушению нормального взаимодействия деталей, вызвать преждевременный износ и отказ в работе.

Большое значение для последующей нормальной работы мотоцикла имеет начальный период эксплуатации (обкатка нового мотоцикла), во время которой прирабатываются трущиеся части двигателя и основных механизмов машины. Нарушение режима и последовательности обкатки влечет за собой преждевременный износ, а иногда и выход из строя отдельных агрегатов мотоцикла. Поэтому процессу обкатки нового мотоцикла должно уделяться особое внимание.


ОБКАТКА НОВОГО МОТОЦИКЛА


Поскольку все новые мотоциклы перед их отправкой с завода-изготовителя подвергаются защитной консервации, при подготовке мотоцикла к эксплуатации необходимо:

— тщательно снять наружную консервирующую смазку ветошью, смоченной бензином или керосином;

— вывернуть свечи зажигания, промыть их бензином и, несколько раз нажав на пусковую педаль, продуть цилиндры через свечные отверстия, а затем ввернуть свечи;

— установить на мотоцикл заряженную аккумуляторную батарею и включить ее в цепь;

— проверить уровень масла в картере двигателя, коробке передач, задней передаче, дифференциале, редукторе и в корпусе воздухофильтра. При необходимости долить масло до требуемого уровня;

— проверить действие рычагов переднего и заднего тормозов и переключения передач;

— проверить давление воздуха в шинах колес и при необходимости подкачать их;

— заправить бензобак бензином, рекомендованным для данной модели мотоцикла.

После осмотра и заправки мотоцикла можно приступать к запуску двигателя.


Запуск двигателя


Запуск двигателя ведется в определенной и строгой последовательности, которая зависит от модели мотоцикла.

Для запуска двигателя мотоциклов К-750М, МВ-750 и К-650 необходимо:

1. Установить рычаг ручного переключения передач в нейтральное положение.

2. Открыть топливный крап, установив рычажок крана в положение "О”, и, нажимая на кнопки утопителей поплавков, обеспечить наполнение бензином поплавковых камер карбюраторов.

3. Закрыть воздушную заслонку корректора для обогащения смеси (в холодную погоду и при остывшем двигателе).

4. Установить рычажок опережения зажигания на монетке руля в положение "Позднее”.

5. Рукоятку управления дросселями карбюраторов на правой стороне руля немного повернуть на себя и несколько раз нажать ногой на педаль пускового механизма копобки передач.

6. Вставить в отверстие замка фары ключ зажигания и нажать до включения красной контрольной лампы.

7. Резко, но без удара нажать ногой на педаль пускового механизма и запустить двигатель.

8. После запуска двигателя повернуть рычажок монетки опережения зажигания в среднее положение и прогреть двигатель на малых и средних оборотах, что необходимо для обеспечения нормальной подачи масла к трущимся поверхностям.

Для запуска мотоциклов МВ-750М, имеющих двигатель К-750 и коробку передач МТ-801, соответственно' установить основное нейтральное положение (между I и ІІ передачами) механизма ножного переключения передач (на фаре должна загореться зеленая лампа указателя нейтрали) и проверить нахождение ручного рычага заднего хода в его заднем положении (механизм заднего хода выключен).

Остальные операции выполняются в той же последовательности, что и на мотоциклах К-750, МВ-750 и К-650.

Запуск двигателей мотоциклов МТ-9 и МВ-650 производится в такой последовательности:

1. Установить основное нейтральное положение механизма ножного переключения передач и проверить выключение механизма заднего хода.

2. Открыть топливный кран, установив рычажок крана в положение "О”, и с помощью кнопок утолителей обеспечить наполнение бензином поплавковых камер карбюраторов.

3. Закрыть воздушную заслонку корректора для обогащения смеси (в холодную погоду).

4. Повернуть на себя рукоятку управления дросселями карбюраторов и несколько раз нажать ногой на педаль пускового механизма.

5. Вставить ключ зажигания до упора, при этом должны загореться контрольная лампа зарядки аккумулятора, лампы датчика аварийного давления масла и указателя нейтрали.

6. Плавным нажатием ноги на рычаг пускового механизма ввести зубчатый сектор вала пускового механизма в зацепление с малой шестерней промежуточного вала, после чего резким толчком ноги запустить двигатель (при необходимости повторить запуск). Если сектор в зацепление не вошел, необходимо качнуть мотоцикл вперед или назад при выключенном сцеплении.

7. После запуска прогреть двигатель на средних оборотах и по окончании прогрева открыть воздушную заслонку, если она была прикрыта. Проверить работу двигателя на малых оборотах. Нормально отрегулированный двигатель должен устойчиво работать на малых оборотах при повернутой до конца от себя рукоятке управления дросселями. Контрольные лампы зарядки аккумуляторов и аварийного давления масла должны погаснуть.

Не следует сразу после запуска давать двигателю большие обороты. Это приводит к значительному износу деталей и может произойти заедание поршневого пальца и поршней в цилиндрах, так как холодное масло плохо проходит по смазочным каналам и не обеспечивает достаточной смазки.

Движение мотоцикла можно начинать только после прогрева двигателя, когда он устойчиво работает на малых оборотах. Перед началом движения следует еще раз протереть мотоцикл обтирочным материалом для удаления остатков консервационной смазки с прогретых выпускных труб, глушителей и других частей мотоцикла.

Лишь после проведения всех перечисленных подготовительных работ и при достижении устойчивой работы двигателя можно приступить к нормальной обкатке нового мотоцикла.

Наряду с отработкой порядка запуска двигателя необходимо отработать и навыки в его остановке. Нельзя резко останавливать двигатель на больших оборотах. Для остановки работающего двигателя нужно:

— установить минимальные обороты двигателя, повернув ручку управления дросселями до отказа от себя, а рычажок опережения зажигания поставить в положение "Позднее (при наличии монетки ручной регулировки угла опережения):

— выключить зажигание;

— закрыть топливный кран, поставив рычажок крана в положение "3”.

Процесс обкатки мотоцикла делится на два периода: пробег до 1000 км и прибег от 1000 до 2500 км. На протяжении этих периодов эксплуатация мотоцикла ведется с ограничением скоростей движения и нагрузки мотоцикла, чтобы не допустить перегрузки и перегрева двигателя, которые могут привести к заклиниванию поршней и выходу двигателя из строя.

Скорость движения при езде с коляской по дороге с твердым покрытием или по хорошим грунтовым дорогам не должна превышать:


Передача

Первый период

(пробег до 1000 км)

Второй период

(пробег от 1000 до 2000 км)

Первая

Вторая

Третья

Четвертая

10 км/ч

20 км/ч

35 км/ч

50 км/ч

15 км/ч

35 км/ч

50 км/ч

60 км/ч

 

Общая нагрузка на мотоцикл во время его обкатки рекомендуется не свыше 200 кг, включая массу водителя и пассажира.

При обкатке следует избегать движения по труднопроходимым дорогам.

В начале первого периода (до 500 км) не рекомендуется длительное безостановочное движение. Следует периодически делать остановки, давать двигателю несколько остыть, а затем продолжать движение.

Для обеспечения режима обкатки на карбюраторах новых мотоциклов установлены ограничители подъема дросселей, которые после первой тысячи километров пробега должны быть укорочены до имеющейся на ограничителе проточки, а после 2500 км укорочены заподлицо с крышкой карбюратора.

После удаления ограничителей необходимо проверить синхронность работы цилиндров двигателя и отрегулировать карбюраторы для обеспечения полной синхронности. По окончании периода обкатки не следует сразу переходить на постоянную езду с максимальным числом оборотов двигателя, поскольку приработка трущихся частей мотоцикла в период обкатки полностью еще не закончена. Увеличивать скорость движения следует постепенно, до достижения обшей величины пробега не менее 3000 км.

Во время обкатки нужно внимательно следить за работой всех деталей и частей мотоцикла, проверять затяжку крепежа, надежность сальниковых уплотнений, действие тормозной системы, регулировку механизмов и работу колес (нет ли люфта в подшипниках).

По окончании первого периода обкатки (пробега 1000 км) необходимо подтянуть спицы на всех колесах и тщательно проверить регулировку тормозов.

Особое внимание должно быть уделено смазке двигателя.

После первых 500 км пробега масло из картера дви-гателя надо слить, картер промыть, для чего залить в картер масло АС-8 до уровня нижней метки на щупе, завести двигатель, поработать 2—3 мин, слить масло и заправить систему свежим маслом до верхней метки на щупе.

Второй раз следует заменить масло в двигателе после 1000 км пробега и третий раз — после 2000 км пробега.

После 2000 км обкаточного пробега следует заменить масло в коробке передач и главной передаче, а на мотоциклах МВ-750, МВ-750М и МВ-650 - в дифференциале и редукторе.

Дальнейшая периодичность смены масла по окончании периода обкатки составляет 2000 км пробега для двигателя и 4000 км пробега для агрегатов силовой передачи.


Особенности эксплуатации мотоцикла в летних условиях


При эксплуатации мотоцикла в летних условиях необходимо особенно внимательно следить за тепловым режимом работы двигателя, агрегатов силовой передачи и механизмов экипажной части.

Подготовка мотоцикла к эксплуатации в летних условиях ведется в объеме технического обслуживания № 1 или 2. При пробеге менее 2000 км от предыдущего обслуживания следует проводить техническое обслуживание № 1. при пробеге более 2000 км — техническое обслуживание № 2. Особое внимание следует уделить контролю за работой силовой установки мотоцикла.

Контроль за нормальной работой двигателя осуществляется на слух. Неполадки в работе двигателя можно обнаружить по таким внешним признакам, как резкий стук в кривошипно-шатунном механизме, выключение из работы одного из цилиндров, выстрелы в глушителях или хлопки в карбюраторах и всасывающих патрубках, дымный выпуск, потеря мощности и приемистости, повышенный расход топлива и масла.

Нормальным тепловым режимом работы двигателя в эксплуатации следует считать такой режим, при котором температура головок цилиндров не превышает 180— 200°С. Повышение температуры сверх этих пределов ведет к перегреву двигателя, резко сказывающемуся на его работе.

Двигатель может перегреваться в летнее время при езде с малой скоростью и при полной нагрузке по плохим дорогам с крутыми подъемами.

Характерными признаками перегрева двигателя являются:

— работа двигателя на калильном зажигании (работа при выключенном зажигании за счет воспламенения рабочей смеси от нагретых до высокой температуры поверхностей головок цилиндров);

— потеря мощности двигателя, в результате которой мотоцикл медленно набирает скорость при прибавлении горючей смеси;

— резкие металлические стуки в кривошипно-шатунном механизме.

Нормальная работа двигателя характеризуется хорошей приемистостью мотоцикла при прибавлении горючей смеси и отсутствием стуков в кривошипно-шатунном механизме.

При оценке стука в двигателе следует отличать стуки, вызванные перегревом, от стука, вызываемого установкой раннего зажигания. При установке раннего зажигания стуки появляются одновременно в обоих цилиндрах, в то время как при перегреве двигателя стук наблюдается сначала в левом цилиндре. Это объясняется тем, что температура левого цилиндра (при эксплуатации мотоцикла с коляской) всегда выше температуры правого цилиндра на 15—25°.

Исходя из этого тепловой режим работы двигателя следует контролировать по левому цилиндру. Перегрев двигателя обычно происходит при движении мотоцикла по проселочным, грязным или песчаным дорогам.

Во избежание перегрева водитель должен выбирать наиболее легкие участки дороги, позволяющие двигаться с высокими скоростями, использовать участки с уклоном для езды накатом, с выключенной передачей при малых оборотах двигателя. Если позволяет обстановка, необходимо прекратить движение, развернуть мотоцикл против ветра, остановить двигатель и дать ему остыть. Необходимо помнить, что долговременное движение мотоцикла с перегретым двигателем ведет к поломкам и авариям.

Охлаждать перегретый двигатель, обливая его водой, не рекомендуется, так как это может привести к выходу из строя цилиндров или головок двигателя.

Останавливать перегретый двигатель надо в такой последовательности:

— остановить мотоцикл на участке с наиболее интенсивным движением воздуха (на возвышенности, у водоема) и развернуть его против ветра;

— установить минимальное число оборотов двигателя;

— поставить рычажок опережения зажигания в положение "Позднее” (при наличии монетки ручной регулировки угла опережения);

— не выключая зажигания, полностью закрыть воздушную заслонку, после чего двигатель заглохнет без стуков и обратных ударов;

— после остановки двигателя выключить зажигание.

Останавливать перегретый двигатель простым выключением зажигания не рекомендуется, так как он после этого обычно продолжает работать на калильном зажигании с обратными ударами, которые могут вызвать поломку деталей кривошипно-шатунного механизма.

Нормальная работа агрегатов силовой передачи и экипажной части обеспечивается в процессе эксплуатации их своевременной чисткой, смазкой и регулировкой. т. е. тщательным выполнением объема и периодичности работ при техническом обслуживании мотоцикла. Особое внимание при этом следует обращать на поддержание нормального уровня масла в картерах коробки передач, главной передачи, дифференциала и редуктора, а также соответствующего объема амортизаторной жидкости в амортизаторах передней вилки, задней подвески и подвески колеса коляски.

Особое внимание в летних условиях эксплуатации должно быть уделено шинам, давление воздуха в которых следует постоянно контролировать с помощью шинного манометра из ЗИП мотоцикла и поддерживать в пределах установленной нормы.

Пониженное давление в шинах вызывает их усиленный нагрев и преждевременный выход из строя, а давление воздуха сверх установленной нормы отрицательно сказывается на сроке службы резины и, кроме того, вызывает повышенную тряску при езде.

Кроме поддержания нормального давления воздуха в шипах для обеспечения более равномерного износа шин рекомендуется через каждые 4000 км пробега менять колеса мотоцикла местами, переставляя их по ходу часовой стрелки в такой последовательности: заднее колесо - вместо переднего, переднее колесо — вместо колеса коляски, колесо коляски — вместо запасного колеса и за-пасное колесо — вместо заднего колеса. При этом после перестановки колес изменить давление воздуха в каждом соответственно его новому положению.

При эксплуатации мотоцикла в условиях сильной запыленности необходимо во избежание повышенного износа двигателя уменьшать время между промывками воздухоочистителя; в этих условиях рекомендуется промывать воздухоочиститель не реже чем через каждые 500 км пробега. Кроме того, нужно следить за чистотой трубки сапуна двигателя и периодически очищать от набивания пыли и грязи промежутки между ребрами цилиндров, головок и картера двигателя.

Следует помнить, что высокая температура окружающего воздуха вызывает повышенный расход электролита в аккумуляторной батарее, поэтому необходимо через каждые 6—7 дней проверять уровень электролита в аккумуляторной батарее, прочищать отверстия в пробках, доливать дистиллированную воду. Поверхность батареи протирать чистой ветошью или ветошью, слегка смоченной в 10% растворе кальцинированной соды, а затем сухой ветошью.

При эксплуатации мотоцикла в дождевую погоду и в условиях распутицы рекомендуется:

— выбирать дорогу так, чтобы возможно меньше загрязнялись и забрызгивались агрегаты мотоцикла, особенно приборы электрооборудования и ребра головок и картера двигателя;

— в случае загрязнения перечисленных выше частей мотоцикла немедленно очищать их от грязи, не оставляя ее остатков в промежутках между ребрами охлаждения;

— следить за тем, чтобы не забивалась грязью трубка сапуна двигателя;

— не допускать попадания воды в топливный бак, картеры двигателя, коробки передач, главной передачи, дифференциала и редуктора, принимая тщательные меры к защите их от осадков при заправке.

Движение по лужам в целях охлаждения двигателя брызгами воды недопустимо. В случае вынужденного проезда через лужу нужно двигаться на малой скорости, на низшей передаче, чтобы избежать забрызгивания водой цилиндров и приборов электрооборудования.


Особенности эксплуатации мотоцикла в зимних условиях


В условиях низких температур (—20ºС и ниже) запуск двигателя мотоцикла вызывает известные затруднения и, кроме того, часто осложняется дополнительными помехами. Поэтому при наступлении холодов необходимо соблюдать особую аккуратность при заправке мотоцикла во избежание попадания в систему питания снега или льда, которые могут нарушить нормальную работу двигателя и затруднить его запуск.

Необходимо также систематически контролировать плотность электролита в аккумуляторной батарее мотоцикла и следить за ее состоянием.

Следует помнить, что электролит заряженной аккумуляторной батареи замерзает при —50ºС, а разряженной — при —5—6ºС.

Перед постановкой мотоцикла в неотапливаемом гараже или на открытом воздухе необходимо выработать весь бензин из карбюраторов, чтобы предупредить их обмерзание.

При постановке на стоянку рекомендуется закрыть кран топливного бака и не выключать зажигания, пока двигатель не заглохнет сам, выработав топливо, находящееся в карбюраторах. При продолжительной стоянке, более двух суток, аккумулятор необходимо снять с мотоцикла и хранить в теплом помещении.

Место стоянки желательно выбирать защищенное от ветра и снега, а если это невозможно, принять меры для защиты цилиндров, карбюраторов и воздухоочистителя от попадания в них снега.

Перед запуском двигателя при низкой температуре, не открывая топливный кран и не выключая зажигания, рекомендуется несколько раз плавно провернуть кривошипно-шатунный механизм двигателя посредством пускового рычага коробки передач. При наличии специальных грелок или других средств обогрева рекомендуется предварительно прогреть цилиндры двигателя снизу в течение 5—10 мин.

Запускать двигатель при низкой температуре необходимо в такой последовательности:

открыть топливный кран и, нажав на утопители карбюраторов, наполнить поплавковые камеры бензином, пока он не начнет вытекать через отверстия в крышках поплавковых камер;

— закрыть воздушную заслонку воздухопровода к карбюраторам;

— ручку управления дросселями карбюраторов повернуть на себя примерно на четверть оборота;

— рычаг опережения зажигания поставить в положение "Позднее” (при наличии монетки ручной регулировки угла опережения);

— засосать в цилиндры горючую смесь, нажав несколько раз на педаль пускового механизма коробки передач, не включая зажигание;

— включить зажигание;

— резко, но без удара нажать на педаль пускового механизма и запустить двигатель.

После запуска прогреть двигатель на малых оборотах холостого хода и по окончании прогрева открыть воздушную заслонку воздухопровода.

Движение начинать только после того, как двигатель станет устойчиво работать на минимальных оборотах холостого хода, что является свидетельством его достаточного прогрева.

При движении по снежной дороге управление мотоциклом значительно ухудшается, поэтому во избежание заноса и столкновения со встречным транспортом пользоваться тормозами и делать повороты надо плавно и осторожно, избегая движения на максимальных скоростях.

Категория: Инфа , помощь ,ремонт и тюнинг | Добавил: Kosoy (19.05.2011)
Просмотров: 3161 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024Сайт управляется системой uCoz