КОЛЕСА И ТОРМОЗА
|
Рис. 54. Колесо мотоцикла в разрезе:
1 - гайка регулировки подшипников; 2 - контргайка; 3 - пресс-масленка; 4
- конический роликоподшипник; 5 - спица; 6 - нипель спицы; 7 - литой
корпус колеса; 8 - обод колеса; 9 - промежуточная втулка; 10 и 11 -
распорные втулки; 12 - упорная шайба
|
Колеса всех моделей мотоциклов КМЗ взаимозаменяемые,
легкосъемные, с литыми корпусами консольного типа и регулирующимися
коническими роликоподшипниками. Корпус колеса (рис. 54) имеет
лабиринтовое уплотнение в соединении его с диском переднего тормоза,
картером главной передачи и защитным диском колеса коляски,
предохраняющее от попадания влаги и грязи на тормозную поверхность.
Стальная ступица и тормозное кольцо корпуса залиты
под давлением алюминиевым сплавом и проходят окончательную обработку как
одно целое. Для обеспечения надежной связи стальных деталей с
алюминиевым корпусом колеса к ступице приваривается штампованный
зубчатый венец, а на внутреннем торце тормозного кольца имеются
прямоугольные выступы. Имеющиеся в правой части ступицы внутренние шлицы
служат для соединения колеса со ступицей главной передачи (или ведомой
шестерни редуктора) при установке его в качестве ведущего колеса. Внутри
корпуса колеса имеется семь литых радиальных ребер жесткости. В особом
приливе, расположенном между ребрами жесткости, находится отверстие для
смазки подшипников колеса, в которое ввернута пресс-масленка.
В литых ребордах корпуса колеса имеется по двадцати отверстий для установки в них сорока коротких взаимозаменяемых спиц 5 с ниппелями 6, связующими корпус 7 со стальным ободом 8 колеса.
|
Рис. 55. Устройство пневматической шины колеса:
1 - обод колеса; 2 - вентиль; 3 - фланец корпуса; 4 - гайка; 5 -
пружина; 6 - игла; 7 - клапан; 8 - уплотняющая муфта; 9 - колпачок
вентиля; 10 - проволочное кольцо; 11 - каркас шины; 12 - ниппель
вентиля; 13 - покрышка шины; 14 - камера; 15 - ободное резиновое кольцо
(флиппер)
|
Спицы мотоциклов КМЗ одинаковой длины, с отогнутой
головкой и резьбой М5Х0,8, монтируются в шахматном порядке, т. е.
попеременно головкой внутрь и наружу с наклоном в одну и другую сторону
по отношению к радиусу колеса, что обеспечивает минимальное биение
колеса после затяжки спиц.
В ступице колеса установлены два регулирующихся роликоподшипника № 7204 ГОСТ 333—59, промежуточная втулка 9, распорные втулки, гайка 1 регулировки подшипников и упорная шайба 12. Люфт, образующийся по мере износа роликоподшипников, выбирается с помощью гайки 1, стягивающей наружные обоймы подшипников, а установленный после регулировки зазор фиксируется затяжкой круглой гайки (М52Х1).
Профиль обода 8 колеса соответствует устанавливаемым пневматическим шинам 95—-484 (3,75—19) ГОСТ 5652—72.
Пневматическая шина колеса (рис. 55) состоит из покрышки 13, камеры 14 и ободного резинового кольца 15
(флиннера), предохраняющего камеру от механических повреждений ободом и
выступающими концами спиц. Для накачивания воздухом в камере имеется
вентиль 2 с ниппелем 12, снабженным пружинным клапаном.
При накачивании воздуха клапан открывается под
давлением, превышающим усилие пружины, а воздух, накачанный в камеру,
удерживается там в результате действия той же пружины, закрывающей
клапан. Вентиль 2 проходит через отверстие в ободе колеса и крепится гайкой.
Надежность крепления покрышки обеспечивается
завулканизированными в ее борта проволочными кольцами, которые
предотвращают сползание покрышек с обода даже при проколе шины.
На переднем и заднем колесах киевских мотоциклов установлены тормоза колодочного типа с шириной колодки 35 мм и
механическим управлением, взаимозаменяемые с тормозами ирбитских
мотомиклов "Урал”. Колесо коляски тормоза не имеет. Основные детали
тормозов переднего и заднего колес одинаковы и взаимозаменяемы, но
механизмы управления их различные.
|
Рис. 56. Устройство тормоза переднего колеса мотоцикла:
1 - регулировочный конус; 2 - толкатель; 3 - ось рычага; 4 - рычаг
тормоза; 5 - кулак; 6 - уравнитель; 7 - винт рычага; 8 - тормозная
колодка; 9 - пружина тормозных колодок; 10 - тормозной диск
|
Несущей частью тормозного механизма переднего колеса является литой алюминиевый диск, устанавливаемый на оси переднего колеса.
Литые тормозные колодки 8 (рис. 56) с приклепанными или приклеенными к ним фрикционными накладками смонтированы на тормозном диске 10 и
опираются сферическими гнездами нижних торцов колодок на головки
толкателей 2, а нажимными площадками верхних торцов — на поворотный
кулак 5, в паз которого входит плавающий уравнитель 6.
При повороте кулака 5 уравнитель
разводит верхние торцы и прижимает колодки к поверхности тормозного
барабана колеса, обеспечивая примерно равное усилие их нажима на
тормозной барабан. Поворот кулака 5 осуществляется с помощью присоединенного к нему рычага 4,
размещенного с внутренней стороны тормозного диска у переднего колеса
или соответственно с внутренней стороны картера главной передачи у
заднего колеса.
Для регулировки величины тормозного усилия и зазора между тормозными колодками и тормозным барабаном в пределах 0,2—0,4 мм в тормозе имеется компенсатор износа в виде регулировочного конуса 1. Вращаемый ключом с наружной стороны тормозного диска конус 1, раздвигая толкатели 2, приближает тормозные колодки к поверхности тормозного барабана, регулируя тем самым зазор и степень нажима.
На поверхности регулировочного конуса 1 имеются канавки, в которые входят заостренные концы толкателей, фиксирующих под действием стягивающего усилия тормозных пружин 9 регулировочный конус, устраняя возможность его самоотворачивания и нарушения регулировки тормоза.
Тормоз заднего колеса смонтирован на тормозном диске
картера главной передачи мотоцикла. Конструкция его аналогична
конструкции переднего тормоза. Передний тормоз приводится в действие
тросом диаметром 2,16 мм, связывающим рыгач 4 тормоза с
рычагом управления, расположенным на правой ручке руля. Рычаг заднего
тормоза связан системой жестких тяг с тормозной педалью, установленной
на специальном кронштейне рамы мотоцикла под правой ногой водителя.
|