ПЕРЕДНЯЯ ВИЛКА МОТОЦИКЛА
|
Рис. 52. Устройство телескопической передней вилки:
1 - гайка; 2 - шайба гайки; 3 - траверса; 4 - уплотнительное кольцо; 5 -
мостик рулевой колонки со стрежнем; 6 - направляющая муфта; 7 - кожух; 8
- сальник; 9 - верхняя втулка трубы пера вилки; 10 - труба пера вилки;
11 - нижняя втулка трубы пера вилки; 12 - стопорное кольцо; 13 -
амортизатор вилки; 14 - специальная шайба; 15 - шайба; 16 - болт; 17 -
левый наконечник пера вилки; 18 - правый наконечник пера вилки; 19 -
пружинная шайба; 20 и 25 - гайки; 21 - стяжной болт; 22 - винт спускного
отверстия; 23 и 26 - шайбы; 24 - стяжной болт мостика
|
Передняя вилка служит для соединения переднего колеса
с рамой мотоцикла и для изменения направления движения мотоцикла
посредством поворота переднего колеса.
На мотоциклах КМЗ устанавливается передняя вилка
телескопического типа с гидравлическими амортизаторами двухстороннего
действия, унифицированная и взаимозаменяемая с передними вилками
ирбитских мотоциклов.
На передней вилке кроме колеса монтируются также
грязевой щиток, рулевое управление мотоцикла, светотехнические
устройства (фара и указатели поворота) и ветровой щиток водителя.
Поэтому конструкция передней вилки должна обеспечивать надежную
амортизацию всех перечисленных узлов, легкость управления и
комфортабельность езды при различных дорожных условиях.
Общий вид передней вилки в разрезе показан на рис. 52 и 53.
Несущей конструкцией вилки являются стальные трубы 10 (рис. 52) перьев вилки, вставленные в разрезные отверстия литого мостика 5 и зажатые в них стяжными болтами 24.
Верхние части труб 10 заканчиваются конусами, по которые садится траверса 3, а во внутреннюю нарезку концов труб завернуты затяжные гайки 1,
стягивающие трубы и траверсу в одну жесткую конструкцию. Между
траверсой и мостиком на трубах перьев вилки установлены штампованные
кожухи 7 с приваренными кронштейнами крепления фары и щитка
переднего колеса. Для предупреждения вибрации кожухи сидят на рези новых
направляющих муфтах 6 и уплотнительных кольцах 4.
Трубы перьев вилки с надетыми на них кожухами
являются неподвижной частью передней вилки, а подвижной, подрессоренной
ее частью служат наконечники пера вилки - левый 17 и правый 18, состоящие из труб с приваренными к ним основаниями для крепления оси переднего колеса.
Наконечники перьев вилки вместе с верхними втулками 9 трубы пера при толчках на неровностях дороги перемещаются вдоль труб перьев вилки, скользя по нижней втулке 11 трубы пера.
Сальники 8, навернутые на трубы наконечников перьев вилки, удерживают в трубах верхние втулки 9, предохраняют
наружные шлифованные поверхности труб перьев вилки от механических
повреждений и предупреждают вытекание масла из полостей вилки.
Гашение толчков и колебаний передней вилки обеспечивается пружинно-гидравлическими амортизаторами 13, установленными в перьях вилки. Шток амортизатора, находящийся внутри трубы пера вилки, вверху ввернут в затяжную гайку 1
и законтрен. Снизу к штоку прикреплена с помощью гайки направляющая
квадратной формы с закругленными гранями. Над нею свободно сидит
поршень, боковая поверхность которого плотно прилегает к стенкам трубы
корпуса амортизатора 13, а центральное отверстие поршня образует кольцевой зазор со штоком, являясь проходным сечением гидравлического амортизатора.
Спиральные пружины амортизаторов надеты на штоки и
закреплены вверху на спиральных пазах наконечника штока, а внизу на
спецгайке, навернутой на трубку корпуса амортизатора.
Внутренняя полость вилки заправляется маслом АС-8 по 135 см2 в каждое перо через горловины, закрытые затяжными гайками 1. Для спуска масла из системы служат винты 22 в
нижней части наконечников перьев вилок. В нижней части наконечников
перьев вилки предусмотрены отверстия для оси переднего колеса. В правом
наконечнике отверстие гладкое, а в левом имеет нарезку. Ось колеса
проходит через гладкое отверстие правого основания и завертывается в
резьбу отверстия левого основания, стопорясь стяжным болтом 21.
|
Рис. 53. Передняя вилка в сборе со щитком:
1 - барашек амортизатора руля; 2 - гайка; 3 - шайба гайки; 4 -
специальная гайка; 5 - замочная шайба; 6 - траверса; 7 - гайка
подшипника; 8 - защитная шайба шарикоподшипника; 9 - сальник; 10 -
шарикоподшипник руля; 11 - уплотнительное кольцо; 12 - кронштейн фары
левый; 13 - кронштейн фары правый; 14 - сальник; 15 - обойма сальника;
16 - шайба амортизатора руля; 17 - фрикционная шайба; 18 - шайба
амортизатора руля с хвостовиком; 19 - пружинная шайба; 20 - специальная
гайка амортизатора руля; 21 - шплинт; 22 - щиток переднего колеса; 23 -
передняя вилка в сборе; 24 - болт крепления щитка; 25 - шайба; 26 и 28 -
гайки; 27 - шайба амортизатора руля
|
Крепление передней вилки в головке рамы
осуществляется с помощью стержня рулевой колонки, запрессованного своим
нижним концом в отверстие мостика 5. Стержень рулевой колонки устанавливается в головке рамы на двух радиально-упорных подшипниках 10 (рис.
53), запрессованных в головку рамы. Нижний подшипник опирается на
заточку мостика передней вилки возле стержня рулевой колонки, а верхний —
на заточку затяжной гайки 7 подшипника, навернутой на резьбу стержня рулевой колонки.
Для поглощения боковых толчков, возникающих при езде по неровной дороге, на рулевой колонке устанавливается амортизатор фрикционного типа, состоящий из двух подвижных шайб 16 и 27, двух фрикционных шайб 17 и неподвижной шайбы 18 с хвостовиком, крепящимся на раме мотоцикла.
Весь набор шайб стягивается стержнем барашка 1 амортизатора руля, ввернутым в специальную гайку 20 амортизатора, которая своим заплечиком через пружинную шайбу 19 сжимает фрикционный пакет. При завертывании барашка 1 амортизатора руля под действием пружинной шайбы 19 возникает
усилие, препятствующее повороту руля и уменьшающее боковые толчки,
получаемые вилкой от переднего колеса. Степень затяжки амортизатора руля
регулируется в зависимости от состояния дороги и скорости движения. При
езде с большой скоростью и по неровной дороге барашек следует
затягивать, а при медленной езде с частыми поворотами — отпускать.
Пружинно-гидравлические амортизаторы передней вилки
работают следующим образом. При наезде мотоцикла на препятствие переднее
колесо вместе с осью и наконечниками перьев вилки перемещается вверх,
сжимая пружины вилки. При этом трубки корпусов амортизаторов
перемещаются вместе с наконечниками, а штоки амортизаторов с нижними
направляющими и поршням остаются неподвижными, сжимая масло, находящееся
в полостях корпусов амортизаторов. При дальнейшем уменьшении объема
полости и возрастании давления возросшее давление поднимает поршень до
упора в штифт и масло через кольцевой зазор между поршнем и штоком
проходит в верхнюю полость корпуса амортизатора, находящуюся между
поршнем и гайкой трубки.
При обратном ходе колеса (на отбой) под действием
сжатых пружин вилки наконечники вместе с трубками амортизаторов
возвращаются в исходное положение. Масло, находящееся в верхней полости
трубки корпуса амортизатора, прижимает поршень к направляющей и,
встречая возросшее сопротивление, медленно протекает через зазор между
штоком и сопряженной поверхностью гайки трубки амортизатора, гася
колебания пружин вилки. Продавливаясь через отверстие гайки, масло
стекает затем в полость трубы пера вилки, а оттуда через специальные
сверления попадает сначала во внутреннюю полость наконечника, а затем
внутрь амортизатора. Кроме того, для уменьшения гидравлического
сопротивления при небольших ходах вилки на высоте 2/3 трубки
амортизатора имеется дополнительное калиброванное отверстие.
Таким образом, гидравлические амортизаторы не только
смягчают удары, воспринимаемые вилкой, но и задерживают обратный ход
колеса, съезжающего с неровностей дороги, препятствуя подпрыгиванию
колеса и возникновению продольных колебаний мотоцикла.
Максимальная длина хода телескопической передней вилки, а следовательно, и высота подъема переднего колеса составляют 140 мм.
|