ПОТРЕБИТЕЛИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
|
Рис. 83. Фара ФГ-116:
1 - центральный переключатель; 2 - спидометр; 3 - корпус фары; 4 -
патрон лампы дальнего и ближнего света; 5 - гибкий вал привода
спидометра; 6 и 7 - пучки проводов; 8 - патрон лампы стояночного света; 9
- патрон лампы фары; 10 - рассеиватель; 11 - лампа дальнего и ближнего
света; 12 - отражатель; 13 - ободок (оправа) рассеивателя и отражателя
|
Потребителями электроэнергии у мотоциклов являются
фара, звуковой сигнал, задний фонарь и стоп-сигнал, габаратные фонари и
контрольные приборы.
Фара
На мотоциклах К-750М, К-650, МТ-9, МВ-750 и МВ-750М установлена фара ФГ-116 (рис. 83).
На фаре монтируются спидометр 2, центральный переключатель 1 с ключом зажигания, переключатель дальнего и ближнего света, контрольные лампочки, лампа подсветки спидометра и предохранитель.
Фара состоит из корпуса 3, ободка 13 с козырьком и рассеивателем (стеклом) 10, отражателя (рефлектора) 12, патрона 9 с двухнитевой лампой 11 дальнего и ближнего света и патрона 8 лампы стояночного света.
|
Рис. 84. Щиток приборов мотоцикла МВ-650 (МТ-10):
1 - корпус щитка приборов; 2 - центральный переключатель с замком
зажигания; 3 - спидометр; 4 - сигнальная лампа нейтрали коробки передач;
5 - лампа контроля работы генератора; 6 - лампа контроля включения
дальнего света; 7 - лампа контроля давления масла в двигателе; 8 - лампа
контроля работы указателей поворота
|
Корпус фары выполнен из листовой стали. Вверху
корпуса выполнены отверстия для установки спидометра, красных и зеленых
стекол контрольных фонарей типа ПД-20, замка зажигания и предохранителя,
а внизу — отверстия для гибкого вала 5 привода спидометра, двух пучков 6 и 7 проводов и троса переключения света.
Оптический элемент фары состоит из параболического рефлектора с расположенным в его центре патроном 4,
в котором установлена лампа с нитями дальнего и ближнего света. Внизу
рефлектора находится лампа стояночного света. Рефлектор герметизирован
защитным стеклом с резиновой прокладкой, запальцованным в ободке
рефлектора. Рефлектор с патронами и подсоединенными к ним проводами
установлен в переднем ободке 13 фары, крепящемся к корпусу 3 верхней скобой, входящей в паз корпуса, и нижним винтом, ввернутым через ушко ободка в резьбовую скобу корпуса фары.
Патрон лампы дальнего и ближнего света состоит из
диска с отверстием в центре для цоколя лампы и кожуха, изготовленного из
пластмассы.
В лампе дальнего и ближнего света А6—32+32 имеется две нити накала:
— дальнего света с силой света 32 св;
— ближнего света с силой света 32 св.
Лампа стояночного света фары имеет силу света 2 св (потребляемый ток 0,5 а).
Фара крепится двумя болтами на кронштейнах кожухов передней вилки мотоцикла.
|
Рис. 85. Фара ФГ-137:
1 - корпус фары; 2 - ободок; 3 - стекло фары; 4 - отражатель; 5 - патрон
с лампой стояночного света; 6 - патрон и лампа дальнего и ближнего
света
|
На мотоциклах МВ-650 устанавливается фара ФГ-137, рассчитанная на работу в сети электрооборудования с напряжением 12 в совместно с щитком приборов (рис. 84), в котором смонтированы центральный переключатель 2 с замком зажигания, спидометр 3, сигнальная лампа 4 нейтрального положения коробки передач, лампа 5 контроля работы генератора, лампа 6 контроля включения дальнего света, лампа 7 контроля давления масла в двигателе, лампа-указатель включения реле поворотов.
Фара ФГ-137 (рис. 85) состоит из корпуса 1, ободка 2, стекла 3 и отражателя 4 (на отражателе смонтирован патрон 6 с доухнитевой лампой дальнего и ближнего света автомобильного типа) и патрона 5 с лампой стояночного света.
Корпус фары выполнен из листовой стали с двумя
резьбовыми отверстиями по бокам для крепления фары к кронштейнам
передней вилки с помощью резиновых втулок, прокладок и болтов.
В нижней части корпуса фары имеется отверстие для
выхода пучка проводов, подключаемых в приборный щиток. Пучок проводов
фары уплотняется в отверстии с помощью резиновой муфты.
|
Рис. 86. Схема установки фары при регулировке дальнего и ближнего света
|
В фаре установлена лампа типа А12—45+40, имеющая две нити накала:
— дальнего света с силой света 45 св;
— ближнего света с силой света 40 св,
Лампа стояночного света фары типа А12-4 имеет силу света 4 св.
Во время эксплуатации фары крайне нежелательна ее разборка. Особенно это относится к фаре ФГ-137.
При езде в ночное время необходимо иметь направленный
световой пучок, обеспечивающий достаточную видимость при различных
скоростях движения.
Чтобы получить нужное направление светового пучка, мотоцикл устанавливают на ровную площадку на расстоянии 10 м от
стекла фары до стены (рис. 86). Фара закрепляется с помощью двух
боковых болтов так, чтобы центр светового пятна и центр фары при дальнем
свете находились на одинаковой высоте от земли, а также чтобы световое
пятно было симметрично по отношению к продольной оси мотоцикла. При
включении ближнего света фары верхняя граница светового пятна на экране
должна быть ниже центра фары не менее чем на 100 мм.
|
Рис. 87. Звуковой сигнал С-37А:
1 - винт крепления крышки; 2 - пружинная шайба винта; 3 - крышка
корпуса; 4 - корпус сигнала; 5 - возвратная пружина; 6 - регулировочный
винт; 7 - стойка вибратора; 8 - текстолитовая пластина с подвижным
контактом вибратора; 9 - сердечник электромагнита; 10 - обмотка
электромагнита; 11 - ярмо электромагнита; 12 - провода, соединяющие
обмотку с выводными зажимами и стойкой вибратора; 13 - прокладка
мембраны; 14 - якорь; 15 - регулировочные шайбы якоря и резонатора на
мембране; 16 - мембрана; 17 - гайка крепления; 18 - шайба гайки; 19 -
пружинная шайба гайки; 20 - резонатор; 21 - кронштейн крепления сигнала к
раме мотоцикла; 22 - винт выходного зажима; 23 - колодка зажима
|
Звуковой сигнал
На мотоциклах К-750М, МВ-750, К-650, МВ-750М и МТ-9 установлен электрический сигнал С-37А (рис. 87) вибрационного типа.
Сигнал предназначен для работы в цепи постоянного тока с напряжением 6—7 в.
Сигнал состоит из стального штампованного корпуса 4, ярма с сердечником 9 электромагнита, обмотки 10 электромагнита, контактной стойки 7 вибратора, текстолитовой пластины 8 с установленным на ней нижним подвижным контактом, винта 6 регулировки контактов с установленной на нем возвратной пружиной 5, колодки 23 приемных клемм, проводов 12 соединения обмотки с клеммами, мембраны 16 с прокладками 13, резонатора 20, якоря 14, регулировочных шайб 15 якоря и резонатора, крышки 3 корпуса и винтов 1 крепления крышки с пружинными шайбами 2.
|
Рис. 88. Задний фонарь ФП-220:
1 - корпус; 2 - линза стоп-сигнала; 3 - линза отражателя; 4 - окно освещения номерного знака мотоцикла
|
Работает сигнал при включенном зажигании и
нажатии на кнопку включения сигнала. При этом заминаются контакты в
электрической цепи сигнала и ток, проходя через обмотку электромагнита,
намагничивает сердечник, который притягивает к себе установленную на
фланце корпуса мембрану 16. Под влиянием силы притяжения магнита
мембрана прогибается вниз и плоскостью якоря отжимает текстолитовую
пластинку, вследствие чего контакты вибратора сигнала размыкаются и ток
перестает переходить через обмотку электромагнита. Сердечник
размагничивается, и мембрана, не испытывая силы притяжения, отходит
вверх в исходное положение. При этом текстолитовая пластинка замыкает
контакты вибратора и ток опять проходит по обмотке электромагнита, а
цикл работы сигнала повторяется.
Мембрана, колеблющаяся с высокой частотой, вызывает звук. Тембр звучания зависит от конструкции резонатора 20. Сила звучания регулируется винтом, расположенным на задней стенке корпуса сигнала.
На мотоциклах МВ-650 установлен электрический сигнал С-38 с электромагнитной вибрационной системой воздействия на мембрану.
Сигнал предназначен для кратковременной работы при напряжении 10,5—14 в.
Уровень громкости звука сигнала С-38 не менее 95 дб на расстоянии 1 мм. Частота звука 330—400 гц. Сила звучания регулируется винтом, расположенным на задней стенке корпуса сигнала.
Устройство сигнала С-38 и принцип его работы аналогичны устройству и принципу работы сигнала С-37А, описанному выше.
|
Рис. 89. Задний фонарь ФП-230:
1 - корпус; 2 - лампа А6-15; 3 - перегородка; 4 - лампа А6-3; 5 - патрон в сборе; 6 - основание в сборе; 7 - прокладка
|
Задний фонарь и стоп-сигнал мотоцикла
|
Рис. 90. Задний фонарь ФП-246 мотоцикла МВ-650 (МТ-10):
1 - рассеиватель прозрачно-оранжевого света; 2 - светоотражатель; 3 -
прозрачная вставка для освещения номерного знака; 4 - корпус фонаря; 5 -
контактная планка лампочки; 6 - лампа стоп-сигнала А12-21; 7 - лампа
освещения номерного знака А12-3; 8 - рефлектор лампы стоп-сигнала
|
Назначение заднего фонаря мотоцикла — предупреждать
наезд на мотоцикл в ночное время, сигнализировать о моменте торможения
мотоцикла и освещать номерной знак.
В сигнальном фонаре устанавливаются две лампочки,
одна из которых замыкается через датчик стон-сигнала, а вторая служит
для освещения номерного знака и обозначения габаритов в ночное время
суток.
На мотоциклах К-750М и МВ-750 установлен задний сигнальный фонарь типа ФП-220 (рис. 88).
На мотоциклах К-650, МВ-750М и МТ-9 установлен задний сигнальный фонарь типа ФП-230 (рис. 89).
На этих фонарях установлены лампы стоп-сигнала А6—15 и лампы освещения номерного знака А6—3.
На мотоциклах МВ-650 установлен задний сигнальный фонарь типа ФП-246 (рис. 90).
Фонарь этого типа имеет прямоугольный
светоотражатель, расположенный посредине прозрачно-оранжевого
рассеивателя. В фонаре установлены лампа стоп-сигнала А12—21 и лампа
освещения номерного знака А12—3.
|
Рис. 91. Передний фонарь коляски типа ПФ-200:
1 - основание в сборе; 2 - прокладка; 3 - рассеиватель; 4 - лампа А6-2; 5 - корпус
|
Передний габаритный фонарь коляски
На мотоциклах К-750М, МВ-750, К-650, МТ-9 и
МВ-750М установлен съемный габаритный фонарь коляски типа ПФ-200 (рис.
91), который крепится к щитку двумя шпильками, приваренными к основанию 1, и обозначает габариты мотоцикла в ночное время суток.
|
Рис. 92. Двухсекционный габаритный фонарь коляски типа ПФ-232:
1 - корпус фонаря; 2 - рефлектор лампы; 3 - резиновая прокладка
рассеивателя; 4 - рассеиватель фонаря; 5 - электрическая лампочка; 6 -
клемма подсоединения к электрической сети мотоцикла
|
Для уплотнения фонаря под основание его ставится резиновая прокладка, а под стекло – прокладка 2 из мягкой пористой резины.
В фонарь ставится лампа 4 силой света 2 св. Провод
к зажиму подводится изнутри фонаря по желобу, расположенному на
внутренней стороне щитка, что создает достаточную герметичность и
исключает возможность обрыва провода или замыкание его на "массу”.
На мотоциклах МВ-650 установлен на специальном кронштейне двухсекционный съемный габаритный фонарь типа ПФ-232 (рис. 92).
Одна секция фонаря обозначает габариты мотоцикла в ночное время, другая — служит указателем поворота мотоцикла.
В секции фонаря правого поворота устанавливается лампа А12—21.
В секции фонаря габаритов мотоцикла установлена лампа А21—21+6.
Задний фонарь коляски
На мотоциклах К-750М и МВ-750 установлен задний фонарь коляски тина ФП-220.
На мотоциклах К-650, МТ-9 и МВ-750М установлен задний фонарь коляски типа ФП-230.
На мотоциклах МВ-650 установлен двухсекционный задний
фонарь коляски типа ФП-219, обозначающий габариты и дающий сигнал
правого поворота. Устройство и действие заднего фонаря ФП-219 аналогичны
описанным выше устройству и действию фонаря ПФ-232 (рис. 92).
|