СИСТЕМА СМАЗКИ
Система смазки двигателя МТ-801 комбинированная (рис.
21). Под давлением смазываются только шатунные подшипники коленчатого
вала. Все остальные детали смазываются разбрызгиванием, самотеком и
масляным туманом, образующимся в картере работающего двигателя.
Масло заправляется через заливное отверстие, закрывающееся резьбовой пробкой 12 с мерным щупом, и стекает в поддон картера двигателя.
Масляный насос 10 через сетку фильтра 14 засасывает масло из поддона и нагнетает его в главную магистраль 19. Так как производительность масляного насоса превышает расход масла в главной магистрали, часть масла через редукционный клапан 16 перепускается во всасывающий клапан 11 маслонасоса.
Из главной магистрали масло поступает в кольцевую канавку, проточенную в
корпусе переднего подшипника, а оттуда по сверлению в цапфе коленчатого
вала в центрифугу.
Рис. 21. Система смазки двигателя МТ-801
1 – маслосточный канал; 2 – маслоподводящий канал в
щеке; 3 – отверстие для смазки шатунного подшипника; 4 – ловушка; 5 –
отверстие для смазки поршневого пальца; 6 – маслоотводный канал
коленчатого вала; 7 – маслоподводящий канал коленчатого вала; 8 –
отверстие для подвода масла в корпус центрифуги; 9 – отверстие в экране
центрифуги; 10 – масляный насос; 11 – всасывающий канал; 12 – пробка
заливного отверстия; 13 – перепускной канал; 14 – сетчатый фильтр; 15 –
пробка сливного отверстия; 16 – редукционный клапан; 17 –
маслоподводящий канал редукционного клапана; 18 – дренажная трубка; 19 –
главная масляная магистраль; 20 – отверстие для отвода масла от
центрифуги; 21 – паз в толкателе для подвода масла к головке цилиндра;
22 – датчик аварийного давления масла; 23 – маслоподводящий канал в
кожухе штанги
В центрифуге масло очищается и по отводному каналу 6 коленчатого вала попадает во внутреннюю полость первой шатунной шейки (ловушки) 4, а затем по сверлению в средней щеке коленчатого вала в полость второй шейки.
В полостях шатунных шеек (ловушках) масло под действием центробежных сил очищается от твердых включений и пo огперстиям 3 идет на смазку шатунных подшипников.
При быстром вращении коленчатого вала масло с силой
разбрызгивается в виде мельчайших капелек и смазывает стопки цилиндров,
тулки верхних головок шатунов и поршневые пальцы, коренные подшипники,
кулачки и подшипники распределительного вала и толкатели. Масляный туман
проникает также под крышку распределительных шестерен и смазывает зубья
шестерен и трущиеся поверхности сапуна.
Капельки масла, попадающие в пазы толкателей, захватываются ими и проникают в маслоподводные каналы 23 кожухов
штанг, откуда масло, накапливаясь, стекает в головки цилиндров.
Движущиеся детали клапанного механизма подхватывают масло и
разбрызгивают его, обеспечивая смазку коромысел и клапанов. Накопившееся
в крышке головки цилиндра масло стекает по дренажной трубке 18 обратно в картер двигателя.
Масляный насос шестеренчатый, состоит из литого корпуса 31 (рис. 15), ведущей и ведомой шестерен, крышки корпуса, редукционного клапана 33 и масло приемника 32 с трубкой.
Насос закреплен на плоскости корпуса 26 переднего подшипника коленчатого вала. Шестерня 30 привода масляного насоса установлена на валике ведущей шестерни на шпонке и получает вращение от шестерни 24 коленчатого вала.
В корпусе масляного насоса выполнены две расточки для
ведущей и ведомой шестерен. Ведомая шестерня установлена консольно в
глухом отверстии корпуса насоса. Ведущая шестерня имеет две опоры: одну —
в глухом отверстии корпуса насоса, другую — в корпусе переднего подшипника коленчатого вала. Находящиеся друг с другом в зацеплении
шестерни масляного насоса делят пространство внутри корпуса на две
полости - нагнетания и всасывания. Полость нагнетания через отверстие в
крышке соединена с главной магистралью, а полость всасывания через
сверление в корпусе и трубку соединена с маслоприемником 32.
|
Рис. 22. Центрифуга и передний коренной подшипник:
1 - болт крепления центрифуги; 2 - пружинная шайба; 3 - шайба
центрифуги; 4 - уплотнительное кольцо; 5 - прокладка; 6 - крышка
центрифуги; 7 - уплотнительное кольцо; 8 - корпус центрифуги; 9 - экран;
10 - прокладка шестерни распределения; 11- ведущая шестерня
распределения; 12 - корпус переднего подшипника; 13 - передний коренной
шарикоподшипник; 14 - пробка коленчатого вала; 15 - коленчатый вал; 16 -
винт
|
Давление масла на средних оборотах двигателя при температуре масла около 80°С устанавливается 3—4,5 кгс/см2. Давление в указанных пределах обеспечивается действием редукционного клапана, который
при повышении давления в полости нагнетания выше
допустимого перепускает масло по сверлениям в корпусе насоса обратно в
картер. Пружина клапана тарирована и регулировке не подлежит.
Для контроля за работой системы смазки служит датчик
аварийного давления масла, соединенный проводом с сигнальным фонарем на
корпусе фары. Датчик ввертывается в резьбовое отверстие на картере
двигателя, соединенное с главной масляной магистралью.
При включенном зажигании ток от аккумуляторной
батареи проходит через лампочку сигнального фонаря и замкнутый контакт
датчика на массу — лампочка горит. При запуске двигателя мембрана
датчика под давлением масла прогибается, контакт размыкается и лампочка
гаснет. Срабатывает датчик при давлении 1,4-1,8 кгс/см2.
Центрифуга (рис. 22) является
фильтром тонкой очистки масла центробежного типа. Центрифуга
полнопоточная, т. е. через нее проходит 100% масла, циркулирующего в
системе смазки двигателя. Она состоит из алюминиевых корпуса 8 с крышкой 6 и штампованного из листовой стали экрана 9. Корпус и крышка установлены на носке коленчатого вала, фиксированы шпонкой и затянуты болтом 1 через шайбу 3. Для создания герметичности от возможных утечек масла из центрифуги установлены уплотняющие прокладки 5 и 10 и уплотнительные кольца 4 и 7 из резины.
Масло от масляного насоса под давлением поступает в
корпус центрифуги по сверлению в цапфе коленчатого вала; в корпусе и
крышке центрифуги имеются радиальные ребра, благодаря которым масло
сразу же вовлекается во вращение вместе с центрифугой, при этом под
действием центробежной силы тяжелые включения, загрязняющие млело,
отбрасываются к боковым стенкам центрифуги. Отвод масла из полости
корпуса в полость крышки происходит из зоны наиболее чистого масла через
продолговатое отверстие в экране. Правильное положение этого отверстия
относительно входного и отводного каналов в цапфе коленчатого вала
обеспечивается при сборке центрифуги и за счет выштампованного в экране
усика, который заходит в отверстие корпуса центрифуги.
|