Глава девятая
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МОТОЦИКЛОВ
Постоянная исправность и готовность мотоциклов к
использованию обеспечиваются планово-прелупрелительной системой
технического обслуживания, предусматривающей проведение определенных
работ по обслуживанию мотоцикла как в период его эксплуатации, так и при
содержании его на хранении.
Техническое обслуживание мотоциклов должно
проводиться в обязательном порядке после каждого их выхода в
эксплуатацию и после определенного пробега (наезда количества
километров), установленного для данного типа и модели мотоцикла,
независимо от условий работы, времени года и технического состояния
обслуживаемого мотоцикла.
Техническое обслуживание мотоцикла включает его
заправку, смазку, регулировку и проверку исправности агрегатов и узлов
мотоцикла по определенной схеме, отраженной в его карте смазки и объеме
работ, предусмотренных тем или другим видом обслуживания.
Рассматриваемые в настоящей книге модели мотоциклов
Киевского мотоциклетного завода по своей кинематической схеме могут быть
отнесены к двум основным типам: мотоциклы повышенной проходимости с
приводом на колесо коляски (МВ-750, МВ-750М и МВ-650) и мотоциклы
обычного дорожного типа без привода на колесо коляски (К-750М, К-650 и
МТ-9). Их карты смазки также сведены к двум типовым схемам (рис. 101 и
102 см. вкл.).
Объем работ по отдельным видам технического
обслуживания мотоциклов составлен с учетом охвата всех агрегатов и узлов
рассматриваемых моделей.
Для конкретного пользования таблицами технического
обслуживания в них сделаны оговорки, касающиеся того или иного образца
двигателя (К-750 и МТ-801) или коробки передач (6204 и МТ-804),
применяющихся
на различных моделях мотоциклов, а в указании номеров
позиций по картам смазки (графа 4 таблиц), кроме номера позиции, через
тире указано также, какой из двух типовых схем смазки следует в данном
случае руководствоваться.
Что же касается периодичности обслуживания, то она
одинакова для всех моделей мотоциклов, поэтому указанный в таблицах
типовой объем работ для различных видов технического обслуживания может
быть применен на каждой конкретной модели мотоцикла.
ЗАПРАВКА МОТОЦИКЛОВ
В качестве топлива для мотоциклов применяются
автомобильные бензины А-66, А-72 и А-76. Практически для заправки
мотоциклов могут быть использованы любые бензины с октановыми числами от
66 до 80, в том числе и авиационный бензин Б-70, рекомендуемый при
постановке мотоциклов на хранение.
Двузначные числа, определяющие марку бензина,
показывают его октановое число, т. е. детонационную стойкость бензина.
Поскольку номинальная степень сжатия у двигателя К-750 составляет 6,0,
октановое число, равное 66, является для него минимальным, а работа на
топливе с более низким октановым числом неизбежно вызовет явление
детонации. Двигатель МТ-801, имеющий номинальную степень сжатия 7,0—7,5,
соответственно требует бензинов с октановыми числами от 72 до 80 и
нормально работает на бензинах А-72 и А-76. Что же касается бензина
А-66, то применения его для двигателя МТ-801 следует избегать, поскольку
его октановое число не соответствует степени сжатия этого двигателя. Не
рекомендуется использовать на мотоциклах и бензины с более высокими
октановыми числами, как, например, бензин А-93, применение которого
может привести к обгоранию кромок клапанов и другим отрицательным
явлениям.
Поскольку большинство автомобильных бензинов, за
исключением бензина А-72, для обеспечения необходимого значения
октанового числа этилируются, что они имеют в своем составе от 0,4 до
0,6 г на 1 кг тетраэтилсвинца и соответствующую окраску
(А-66 — оранжевую, а А-76 — сине-зеленую). Во избежание проникновения
ядовитого тетраэтилсвинца в организм через кожные покровы и дыхательные
пути необходимо соблюдать меры безопасности при работе с ним.
Для предотвращения отравления тетраэтилсвинцом необходимо выполнять следующие меры предосторожности:
— при заправке мотоцикла пользоваться заправочной воронкой, промывая ее керосином после заправки;
— не засасывать и не продувать ртом этилированный
бензин при заправке или при засорении системы питания, пользуясь
специальными приспособлениями или ручным насосом;
— не допускать запуска и работы двигателя в закрытом помещении, а также возможности поступления отработавших газов в помещение;
— при разборке двигателя выдерживать 15—20 мин в
керосине все детали, имевшие контакт с этилированным бензином: клапаны,
свечи зажигания, головки цилиндров, поршни и поршневые кольца,
карбюраторы и детали системы питания;
— при разборке и промывке деталей, бывших в контакте с
этилированным бензином, надевать резиновые перчатки и сжигать
использованные концы и ветошь.
При заправке мотоцикла необходимо соблюдать меры
пожарной безопасности. Запрещается заправлять топливо при работающем
двигателе, курить во время заправки пли пользоваться зажженной спичкой
при проверке уровня топлива в баке. По возможности избегать заправки
открытой струей. От техники заправки во многом зависит надежность работы
системы питания двигателя. Необходимо в обязательном порядке
практиковать меры предупреждения против засорения топливной системы и
попадания в топливо грязи и влаги.
Сетчатый фильтр заливного отверстия топливного бака при заправке
следует вынуть и установить в заправочную воронку. Для предотвращения
попадания воды в топливный бак целесообразно класть в сетчатый фильтр
кусок замши в качестве дополнительного фильтрующего элемента.
В дождь или снегопад следует заправлять мотоцикл в
защищенном от осадков месте или прикрывать заливное отверстие топливного
бака.
Следить за уровнем бензина в баке, который должен быть на 10—15 мм ниже нижнего края заливного отверстия.
|