ТОРМОЖЕНИЕ МОТОЦИКЛА
Торможение ведется с целью уменьшить скорость движения или остановить мотоцикл.
Оно может осуществляться тремя способами:
— торможением двигателем — путем уменьшения подачи горючей смеси при включенном сцеплении;
— торможением с помощью тормозов — путем торможения заднего и переднего колес при выключенном сцеплении;
— комбинированным торможением — одновременно двигателем и тормозами, не выключая сцепления.
При любом способе торможения тормозить нужно плавно,
так как резкое торможение может привести к заносам и опрокидыванию
мотоцикла.
Наиболее опасно резкое торможение при плохом сцеплении колес с грунтом и неблагоприятных метеорологических условиях.
Торможение двигателем применяется при движении на
пологих продолжительных спусках, при необходимости уменьшить скорость
движения на прямом участке дороги, при движении на скользком полотне
дороги, а также при движении в колонне для сохранения установленной
дистанции.
Для торможения мотоцикла двигателем необходимо плавно
уменьшить подачу топлива, не выключая сцепления и передачи. Для
быстрого снижения скорости по мере замедлении движения переходить на
низшие передачи. При необходимости полной остановки мотоцикла продолжать
торможение тормозами при выключенном сцеплении.
Торможение тормозами применяется в тех случаях, когда
необходимо быстро остановить мотоцикл при условии хорошего сцепления
колес с дорогой, т. е. при сухом и нескользком полотне дороги. Тормозить
следует в основном задним тормозом, используя передний тормоз как
вспомогательный.
Торможение переднего колеса или торможение его раньше заднего колеса может вызвать занос или опрокидывание мотоцикла.
На поворотах с малым радиусом, на крутых спусках, при
высокой скорости движения и при плохом сцеплении колес с грунтом
рекомендуется тормозить только задним тормозом.
При заносе мотоцикла во время торможения необходимо ослабить торможение и вывернуть руль в сторону заноса заднего колеса.
Для торможения с помощью тормозов необходимо:
— выключить сцепление, одновременно сбросив обороты;
— плавно нажать на педаль ножного и на рычаг ручного
тормоза так, чтобы переднее колесо затормозилось слабее и начало
торможение несколько позже, чем заднее.
Комбинированное торможение является наиболее
эффективным и применяется для быстрой остановки мотоцикла и при движении
на крутых спусках, а также при движении на скользком грунте и в
гололедицу с целью не допустить скольжения (юза).
Для комбинированного торможения двигателем и тормозами мотоцикла необходимо:
— не выключая сцепления, убавить обороты двигателя;
— плавно нажать на педаль ножного и на рычаг ручного
тормоза, избегая резкого торможения задним тормозом во избежание
остановки двигателя;
— когда скорость снизится настолько, что двигатель
будет работать на минимальных оборотах, выключить сцепление и продолжать
тормозить одними тормозами.
При осуществлении торможения мотоцикла водителю
необходимо руководствоваться требованиями Правил дорожного движения;
держаться от идущего впереди транспорта на такой дистанции, чтобы в
случае внезапной остановки последнего иметь возможность осуществить
торможение без наезда; избегать резкого торможения, если это не
требуется для обеспечения безопасности движения; своевременно подавать
предупредительный сигнал о торможении для идущего сзади транспорта
световым сигналом "Стоп” или в случае неисправности его перед началом
торможения поднять руку вверх.
|