УСТРОЙСТВО МОТОЦИКЛОВ
Глава первая
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТОЦИКЛОВ КМЗ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
Рассматриваемые в настоящей книге модели мотоциклов
Киевского мотоциклетного завода, отличаясь устройством отдельных узлов и
агрегатов, имеют общее конструктивное решение и взаимосвязь основных
частей. К основным частям мотоциклов относятся: двигатель с его
системами (смазки, питания и зажигания), силовая передача, экипажная
часть, механизмы управления и электрооборудование.
Все модели мотоциклов КМЗ имеют трубчатую
двухстороннюю сварную раму с телескопической подвеской переднего колеса и
рычажной подвеской заднего колеса. Двигатель с муфтой сцепления,
коробкой передач, воздушным фильтром, карбюраторами, генератором и
приборами зажигания установлен и закреплен на раме в трех точках: в двух
— внизу шпильками, проходящими через трубы рамы и картер двигателя, и в
одной — вверху специальной пластиной, крепящейся к кронштейну,
приваренному к правой трубе рамы.
|
Рис. 1. Общий вид мотоцикла К-750М
|
В зависимости от модели на мотоцикле установлен либо четырехтактный
карбюраторный двигатель с боковым нижним расположением клапанов (К-750),
либо четырехтактный карбюраторный двигатель с верхним расположением
клапанов (МТ-801).
Коробка передач также применяется двух типов: модели
6204, двухходовая, четырехступенчатая с включением передач подвижными
муфтами с внутренними зубьями и двумя рычагами переключения передач —
ручным (справа) и ножным (слева) или модели МТ-804, даухвильная,
четырехступенчатая с передачей заднего хода и механизмом автоматического
выключения сцепления при переключении передач, с педалью ножного
переключении передач и ручным рычагом включения заднего хода. От коробки
передач крутящий момент у всех моделей передается к главной передаче
через упругую муфту и карданный вал.
Главная передача, связанная с задним колесом
мотоцикла, устанавливается вместе с ним на маятниковом рычаге задней
подпески, шарнирно укрепленном в опорах средних вертикальных труб рамы и
подвешенном к ее задним кронштейнам на двух пружинно-гидравлических
амортизаторах. В картере главной передачи находится пара конических
шестерен со спиральным зубом, получающая вращение от карданного вала и
сообщающая его заднему колесу мотоцикла.
У мотоциклов повышенной проходимости, имеющих привод
на колесо коляски (модели МВ-750, MB-7SOM и МВ-650), с картером главной
передачи сблокирован картер дифференциаль-ного механизма, передающего
вращение к колесу коляски посредством поперечного карданного вала и
редуктора.
|
Рис. 2. Общий вид мотоцикла MB-750
|
Передняя вилка мотоциклов — телескопического типа, со
спиральными пружинами, размещенными в перьях вилки, и гидравлическими
амортизаторами, гасящими колебания от дорожных толчков. На кронштейнах
верхней траверсы передней вилки установлен руль с рычагами и рукоятками
приводов управления. На левой стороне руля находятся рычаг управления
сцеплением, кнопка звукового сигнала и монетка опережения зажигания
(К-750М, МВ-750, МВ-750М и К-650), а на правой стороне —поворотная
рукоятка управления дросселями карбюраторов и рычаг управления тормозом
переднего колеса.
На кронштейнах кожухов передней вилки установлена
фара мотоцикла, в которой размещены центральный переключатель системы
электрооборудования, замок зажигания, контрольные лампы и спидометр.
Бензиновый бак мотоциклов установлен на верхней трубе рамы и применяется
двух типов: с ящиком для инструмента в верхней части или без ящика в
зависимости от модели мотоцикла.
Седла водителя и пассажира унифи-цированной
конструкции качающегося типа, на резинометаллических шарнирах, с
резиновыми покрышками, установлены на всех описываемых моделях
мотоциклов. Амортизирующими элементами седел служат резиновые рессоры,
регулирующиеся по весу седока. Седло водителя установлено на кронштейнах
рамы, а седло пассажира — на щитке заднего колеса мотоцикла.
|
Рис. 3. Общий вид мотоцикла К-650
|
Колеса у всех молелей одинаковые — легкосъемные,
взаимозаменяемые, с литыми барабанами, имеющими лабирин-товое уплотнение
по стыку с тормозными дисками, с усиленными короткими спицами одного
размера и с регулируемыми коническими роликоподшипниками.
Одноместная боковая коляска мотоциклов состоит из
рамы и кузова. Трубчатая сварная рама коляски присоединена к раме
мотоцикла в четырех точках: двумя цанговыми зажимами снизу и двумя
регулирующимися тягами сверху. Колесо коляски подвешено на
рычаге-маятнике, качающемся на резиновых шарнирах и имеющем
пружинно-гидравлический амортизатор, аналогичный амортизаторам задней
подвески мотоциклов. У мотоциклов повышенной проходимости, с приводом на
колесо коляски, вместо обычного рычага-маятника устанавливается
специальный, выполненный в одном узле с картером редуктора.
|
Рис. 4. Общий вид мотоцикла МТ-9:
1 - передний указатель поворотов; 2 - задний указатель поворотов; 3 - наколенник
|
Кузов коляски крепится на передней поперечной трубе
рамы хомутами, а на задней трубе — с помощью двух резиновых рессор,
унифицированных с рессорами седел.
В кормовой части кузова коляски имеется багажник,
запирающийся от-кидной спинкой сиденья. На верхней части багажника
укреплено запасное колесо мотоцикла.
Общий вид мотоциклов К-750М, МВ-750, К-650, МТ-9 и MB-650 показан на рис. 1—5.
|
Рис. 5. Общий вид мотоцикла МВ-650
|
Примечание. С 1975 г. Киевский мотоциклетный завод
начал выпуск модели МТ-10. Мотоцикл МТ-10 по конструкции двигателя,
силовой передачи и экипажной части не отличается от мотоцикла МТ-9.
Различие их друг от друга заключается в установке на мотоцикле МТ-10
12-вольтового электрооборудования, идентичного электрооборудованию
мотоцикла МВ-650, а также спаренного сиденья-подушки для водителя и
пассажира внесто двух раздельных седел.
|