ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
|
Рис. 93. Фонарь-указатель поворотов УП-223:
1 - корпус; 2 - шайба; 3 - винт; 4 - лампа; 5 - рассеиватель прозрачно-оранжевого цвета; 6 - прокладки
|
К вспомогательному электрооборудованию относятся
фонарь-указатель поворотов, переключатель света, центральный
переключатель и замок зажигания.
На мотоциклах МТ-9 и МВ-650 слева и справа на
передней вилке и заднем щитке установлено по два фонаря указателя
поворотов УП-223 (рис. 93).
Фонарь-указатель поворотов имеет прозрачно-оранжевый рассеиватель 5, который крепится к корпусу 1 винтами 3. Внутри корпуса и патроне на мотоциклах МТ-9 установлена лампа А6—15, а на мотоциклах МВ-650 — лампа А12—21.
На мотоциклах МТ-9 и МВ-650 может быть также
установлен фонарь-указатель поворота УП-223Б, отличающийся от описанного
клеммным присоединением провода внутри фонаря.
Реле-прерыватель указателей поворота
|
Рис. 94. Внешний вид и электрическая схема реле-прерывателя мотоцикла МВ-650 (МТ-10)
|
Фонари-указатели поворота мотоцикла работают в одной
цепи с реле-прерывателем указателей поворота, как показано на схемах
электрооборудования мотоциклов МТ-9 (рис. 74) и МВ-650 (рис. 75).
Включение в работу реле-прерывателя указателей поворота осуществляется переключателем 11 (рис. 74) на мотоцикле МТ-9 и переключателем 13 (рис. 75) на мотоцикле МВ-650. Внешний вид реле-прерывателя и его электрическая схема показаны на рис. 94.
В условии эксплуатации реле-прерыватель указателей
поворота ремонту не подлежит. В случае отказа в работе его необходимо
заменить новым.
Переключатель света
|
Рис. 95. Переключатель света:
а - включен дальний свет; б - включен ближний свет; 1, 12 и 13 -
контакты переключателя; 2 - подвижный контакт; 3 - движок; 4 -
основание; 5 - контргайка; 6 - направляющая втулка; 7 - контактная
пружина; 8 - контакты переключателя; 9 - трос; 10 - возвратная пружина;
11 - корпус
|
Переключатель света служит для переключения ближнего и дальнего света лампы фары при езде в ночное время.
На мотоциклах К-750М, МВ-750, К-650 установлен
переключатель света (рис. 95), смонтированный внутри фары. Управление
переключателем выведено наружу и выполнено заодно с комбинированной
монеткой.
Переключатель состоит из металлического основания 4, пластмассового корпуса 11, трех контактов 1, 12 и 13 с зажимами, движка 3 с подвижным контактом 2, контактной пружины 7, возвратной пружины 10, направляющей втулки 6 с контргайкой 5, троса 9 и рычага переключателя. Под действием возвратной пружины 10 движок 3 с подвижным контактом 2 удерживается в положении, при котором замкнуты контакты 1 и контакты дольнего света 13. При нажатии на рычаг переключателя света движок перемещается вправо, замыкая контакты 1 и контакты ближнего света 12.
На мотоциклах МТ-9 и МВ-650 установлен
переключатель света П-25А (см. электрическую схему рис. 74 и 75).
Особенностью переключателя П-25А является то, что на нем смонтирована
кнопка включения звукового сигнала, находящаяся у мотоциклов прежних
моделей КМЗ на комбинированной монетке опережения.
|
Рис. 96. Центральный переключатель мотоциклов К-750М, МВ-750, К-650, МТ-9 и МВ-750М:
1 - основание; 2 - корпус замка зажигания; 3 - ключ зажигания; 4 - подвижный контакт; 5 - клемма провода
|
Центральный переключатель и замок зажигания
На мотоциклах К-750М, МВ-750, К-650, МТ-9 и МВ-750М
установлен центральный переключатель, выполненный заодно с замком
зажигания, имеющий с ним общие детали и вмонтированный в фару мотоцикла.
Центральный переключатель (рис. 96) служит для включения цепи зажигания, сигнала и осветительной сети мотоцикла.
Центральный переключатель крепится внутри фары тремя
винтами, ввернутыми снаружи в кожух переключателя, и состоит из
основания, на котором монтируются корпус, подвижный контакт и клеммы.
Отверстие для ключа зажигания в кожухе переключателя закрывается ползунком, предохраняющим от попадания влаги во время осадков.
Рядом с переключателем, в фаре, смонтированы контрольная лампа и центральный предохранитель на 15 а.
|
Рис. 97. Центральный переключатель ВК-857 мотоцикла МВ-650М (МТ-10):
1 - корпус переключателя; 2 - запорный цилиндр; 3 - ключ зажигания; 4 - ползун
|
В процессе эксплуатации мотоциклов иногда возникает
необходимость в замене перегоревшего центрального предохранителя или
контрольной лампочки фары.
Для замены предохранителя необходимо отверткой
вывернуть держатель, находящийся с правой стороны фары. Контрольную
лампочку заменяют изнутри фары, для чего предварительно отделяют от
корпуса фары ободок с рассеивателем и отражателем.
На мотоцикле МВ-650 установлен центральный
переключатель типа ВК-857 (рис. 97), смонтированный на щитке приборов,
выполненный заодно с замком зажига-ния и имеющий с ним общие детали.
Замок зажигания МВ-650 состоит из корпуса 1, имеющего запорный цилиндр 2, с ключом 3 зажигания
автомобильного типа. В нижней части корпуса находится семь клемм, к
которым подсоединяются: плюс от источника питания (клеммы 1-1),
зажигание (клеммы 2-2),
габаритные фонари мотоцикла (клеммы 3-3) и фара (клемма 4).
При повороте ключа зажигания поворачивается
запорный цилиндр и вместе с ним подвижный контакт, соединяющий клеммы в
различных комбинациях (рис.98):
|
Рис. 98. Возможные положения ключа зажигания в переключателе ВК-857:
0 - вставляется ключ зажигания; I - включено зажигание; II - включено
зажигание, фара и габаритные огни; III - включены габаритные огни
|
0 — ключ вставлен до упора — все приборы выключены;
І — ключ вставлен до упора и повернут против хода
часовой стрелки — включены зажигание, габаритные фонари мотоцикла и
лампа стояночного света в фаре (стояночный свет продолжает гореть при
вынутом в этом положении ключе зажигания);
ІІ — ключ вставлен до упора и повернут по ходу
часовой стрелки в первое фиксированное положение — включены зажигание,
фара и габаритные фонари (дви-жение в ночных условиях);
III — ключ вставлен до упора и повернут по ходу
часовой стрелки во второе фиксированное положение — включены зажигание,
габаритные фонари и указатели поворотов.
Контрольные лампы и приборы мотоцикла включены во всех трех положениях ключа зажигания, кроме "0”.
Вместо центрального предохранителя на мотоциклах
МВ-650 установлен блок плавких предохранителей типа ПР-11В (рис. 99),
имеющий три рабочие плавкие вставки по 15 а и одну запасную (см. схему электрооборудования рис. 70).
|
Рис. 99. Блок плавких предохранителей ПР-11В:
1 - пластмассовый корпус блока предохранителей; 2 и 3 - клеммы
переключения проводов; 4 - плавкий предохранитель; 5 - зажимы плавких
предохранителей; 6 - крышка блока предохранителей
|
Блок плавких предохранителей крепится под седлом
водителя. При выходе из строя предохранителя необходимо снять
пластмассовую крышку 6 блока предохранителей, предварительно отвинтив винт крышки, отжать зажим 5 плавкового предохранителя. Снять сгоревший предохранитель и заменить его годным.
Контрольные приборы
У мотоциклов К-750М, МВ-750 и К-650 устанавливаются
спидометр СП-102 индукционного типа и фонарь-сигнализатор зарядки
аккумуляторной батареи ПД-20 с красным светофильтром. У мотоциклов МТ-9,
МВ-750М и МВ-650 дополнительно устанавливается фонарь-сиг-нализатор с
зеленым светофильтром для определения нейтрального положения механизма
переключения передач типа ПД-20Г. Кроме того, на мотоциклах МТ-9 и
МВ-650 устанавливается фонарь-сигнализатор аварийного давления масла с
красным светофильтром типа ПД-20.
|
Рис. 100. Спидометр СП-102:
1 - шкала; 2 - стрелка указателя скорости; 3 - счетчик пройденного пути;
4 - втулка подсоединения гибкого вала; 5 - шпилька крепления
спидометра; 6 - корпус спидометра; 7 - стекло шкалы; 8 - ободок корпуса;
9 и 10 - уплотнительные прокладки
|
Спидометр СП-102 (рис. 100) предназначен для
измерения скорости движения мотоцикла и отсчета пройденного пути. Он
вмонтирован в корпус фары и состоит из указателя скорости и счетчика
километров пройденного пути. Оба прибора имеют общин корпус. Привод к
спидометру осуществляется от вторичного вала коробки передач с помощью
гибкого вала ГВ-127, состоящего из троса с наконечниками и защитной
оболочки.
Электропроводка
На всех описанных электросхемах мотоциклов КМЗ
источники и потребители электрической энергии, а также вспомогательные
приборы соединены между собой проводами марки ПГВА с полихлорвиниловой
изоляцией сечением 1,5 и 1.0 мм2. Для удобства монтажа провода мотоциклов (кроме проводов высокого напряжения) соединены в пучки.
Провода соединены между собой и с потребителями
металлическими соединителями, защищенными от замыкания на "массу”
полихлорвиниловыми трубками, а все наконечники проводов защищены
резиновыми колпачками.
Пучки проводов крепятся к раме мотоцикла и коляски металлическими лентами и стягиваются хомутиками.
Схемы коммутации всей электропроводки мотоциклов показаны на рис. 73, 74 и 75.
|